Благородная цель…
Как практически еженедельно, а то и чаще, заявляют представители министерств и ведомств в сфере образования, одно из приоритетных направлений в их деятельности – цифровизация этого самого образования. Разработан целый Федеральный проект «Цифровая образовательная среда». Кстати, первым руководителем данного проекта была ныне печально известная госпожа Ракова. Целью проекта было заявлено: «создание условий для внедрения к 2024 году современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей формирование ценности к саморазвитию и самообразованию у обучающихся образовательных организаций всех видов и уровней, путем обновления информационно-коммуникационной инфраструктуры, подготовки кадров, создания федеральной цифровой платформы» (это прямая цитата из документа, обращаю ваше внимание на это, потому что лично у меня формулировка с точки зрения уровня моих знаний русского языка вызывает вопросы).
«Ваши ожидания – ваши проблемы…»
Кому интересно, более подробно вы можете почитать о данном федеральном проекте на сайте Минпросвещения. Там вы найдете, в том числе, и ожидаемые результаты от реализации мероприятий проекта - я на них останавливаться не буду. Не знаю как у вас в регионе, а мы на данный момент к цели и к ожидаемым результатам не подошли и близко. В моем понимании качественная цифровизация может состояться только при выполнении четырех главных условий: 1) наличия достаточного количества компьютерного оборудования непосредственно в самой школе 2) наличия хорошо (!) продуманной основной и единой (!) информационной системы, которая бы имела все уровни надстроек (школа-муниципалитет-область-федеральный центр) 3) четко определенного и, хорошо бы, связанного в одну «экосистему», набора цифровых решений, которые должны использовать все школы 4) обученных сотрудников (мы все знаем средний возраст наших педагогов и понимаем насколько этот процесс будет не быстрым). Пока эти вопросы не будут решены – федеральный проект не достигнет своей цели.
Есть слово «надо»…
Отталкиваясь от моих мыслей по поводу необходимых условий, анализирую, что происходит с их выполнением по факту в школе, где работаю я, на сентябрь 2022 года. В школе не просто не хватает компьютерного оборудования, обеспеченность по факту составляет процентов 25% от потребности. Поясню: компьютеров в школе достаточно, но львиная доля их даже не морально, физически устарела и кроме как печатную машинку, средство для подготовки презентаций и иных цифровых дидактических материалов и, с большим трудом, как средство для выхода в сеть Интернет (современные браузеры требуют очень приличных ресурсов машины) использовать 75% компьютеров не представляется возможным. Дела с интерактивными досками и панелями и того хуже – в нашей школе их всего две на 2000 учеников и 100 педагогов. Вопрос с периферийным оборудованием на том же уровне: не хватает МФУ, проекторов, экранов, мониторов и так далее. По сути, всего один кабинет в школе обеспечен всем необходимым – это кабинет информатики. Последние три, четыре года из бюджета на данное направление не выделялось ни копейки, а закупить все недостающее за счет внебюджетных источников просто невозможно. Как же педагогам и ученикам без «аквалангов» погружаться в пучину цифрового океана?
Мартышки и очки…
Каких только образовательных цифровых онлайн-платформ сейчас нет и очень многие из них рекомендуют использовать наши министерства. Зарегистрируйтесь там, пройдите регистрацию здесь, внедрите в работу это, используйте то! Ну хорошо, согласен, у каждой платформы свои плюсы, свои цели и задачи и частично (это ключевое слово) отдельные педагоги в отдельных классах их использовать смогут, но это не имеет никакого отношения к цифровизации отрасли! До сих пор мы продолжаем отвечать на кучу запросов из департаментов и министерств посредством электронной почты, а использование гугл или яндекс форм считается прорывом. Электронные журналы, которые функционируют в нашем регионе, используются сугубо школами: Администрация города и тем более Министерство образования области не используют их для получения или выгрузки информации в соответствии со своими целями и задачами, а продолжают присылать огромные вереницы писем с запросами.
Надежда умирает последней…
В этом году школы подключили к Интернету через ЕСПД (единая сеть передачи данных). Образовательные организации перестали платить за использование Интернета, но данная система сильно ограничила доступ к ресурсам, приходится предпринимать дополнительные действия, чтобы снять блокировку доступа ко всем нужным школе сайтам. Появилась информация о том, что в ближайшее время начнет функционировать ФГИС (федеральная государственная информационная система) «Моя школа», но пока лично я даже войти в нее через Госуслуги не могу и платформа остается просто набором из текста и картинок. Подождем, а вдруг, наконец-то мы реально получим качественную, единую информационную систему для всей страны?
Включите свет в конце тоннеля...!
А теперь давайте представим, что все вышеупомянутые трудности на пути с к цифровизации удалось преодолеть и мы в наших школах оказались в удивительном цифровом мире. Но что же мы будем в нем делать, если педагоги не будут готовы к работе в новых условиях? Большой вопрос! Научить же ориентироваться в этом для большинства педагогов в силу их возраста мире будет не так быстро и просто. Учить нужно на практике, используя всю ту же пресловутую новую компьютерную технику, непосредственно саму информационную систему и иные необходимые цифровые инструменты и так далее. Круг замкнулся.
Друзья, если вам хватило терпения дочитать статью до конца, оставляйте комментарии и подпишитесь на канал. Ваша подписка воодушевит автора на дальнейшую творческую деятельность!
#образование #школьноеобразование #школа