Вскоре после объявления британцами войны Германии в сентябре 1939 года первый лорд адмиралтейства Уинстон Черчилль захотел открыть фронт против Гитлера в Скандинавии. Но премьер-министр Великобритании Невилл Чемберлен колебался. Когда решение было наконец принято, оно вызвало гонку за контроль над Норвегией и Северной Атлантикой.
Франция и Великобритания объявляют войну Германии после того, как она вторглась в Польшу 1 сентября 1939 года. Две союзные страны помнят тяжелые окопные бои Первой мировой войны на севере Франции, и ни одна из них не хочет повторения. Пока они ищут другое место для противостояния с Германией, их взгляд падает на Скандинавию...
Речь Уинстона Черчилля 3 сентября 1939 года:
«Мы воюем за спасение всего мира от ужасов нацистской тирании...»
По началу Норвегия не была важной целью Гитлера. Его взор был обращен на Францию. Однако немецкий флот интересовался Норвегией, особенно ее протяженным западным побережьем. Немецкие адмиралы помнили британскую блокаду во время Первой мировой войны, когда их флот был окружен британцами, на этот раз они хотели, чтобы их флот имел широкую сеть баз для избегания повторения ситуации. Побережье Норвегии в этом плане было идеальным местом.
Гросс-адмирал Эрих Редер поднял вопрос о Норвегии перед Гитлером 10 октября 1939 года. Он объяснил собравшимся, что если британцы разместят базы в Норвегии, они не только будут контролировать вход в Балтийское море, но и смогут сорвать немецкие военно-морские операции в Северном море. Импорт Германии шведской железной руды, которая имела решающее значение для нацистской военной промышленности, в этом случае также окажется под угрозой.
Редер предложил Германии занять ряд стратегически важных мест на западном побережье Норвегии. Впоследствии он мог бы построить там базы, что дало бы немецкому флоту практически беспрепятственный выход в Атлантику. Гитлер отверг эту идею. Несмотря на аргументы Редера, сухопутное наступление на западе оставалось его первоочередной задачей.
ЧЕРЧИЛЛЬ ХОТЕЛ НОВЫЙ ФРОНТ
Пятью неделями ранее, 3 сентября 1939 года, Великобритания объявила войну Германии, и Уинстон Черчилль был назначен первым лордом адмиралтейства. Он хотел начать войну в Скандинавии. На заседании Кабинета министров 19 сентября он рекомендовал установить мины в норвежских водах, чтобы помешать поставкам железной руды.
Большая часть импорта руды в страну поступала с северных шведских рудников в Кируне и Елливаре. И хотя большая часть руды отгружалась через шведский порт Лулео, почти треть импортировалась через незамерзающий норвежский порт Нарвик. Он и стал целью Черчилля.
Адмиралтейство полагало, что минирование норвежских вод спровоцирует немцев на контратаку, принесет превосходящему британскому флоту несколько легких побед и, возможно, побудит Швецию и Норвегию присоединиться к союзникам. Кроме того, немецкое нападение дало бы британцам предлог для продвижения в Скандинавию и создания баз в Норвегии.
Однако британское правительство не согласилось с предложением Черчилля. Такая активная форма обороны в границах нейтральной страны вроде Норвегии не соответствовала ее имиджу защитника малых государств Европы. Предложение адмиралтейства также могло иметь и неприятные последствия - толкнуть Норвегию в объятия Германии. Но тут неожиданно появилось другое решение.
Советский Союз вторгся в Финляндию 30 ноября 1939 года, разразилась Зимняя война. Под прикрытием союзной помощи Финляндии со стороны Великобритании союзники планировали исследовать Нарвик и убедиться, что шведские железорудные рудники не помогают своей рудой и портами Германии.
В Германии скандинавский вопрос также становился все более актуальным. Нацистские лидеры опасались, что советское вторжение в Финляндию может подтолкнуть встревоженные скандинавские страны в объятия западных держав. Германо-советский пакт о ненападении означал, что нацистское правительство не могло осудить советское вторжение, это усилило антинемецкие настроения в Норвегии и Швеции. Гитлер начал пересматривать предыдущее предложение Редера, особенно когда последний получил новые сведения.
10 декабря лидер норвежской фашистской партии Nasjonal Samling (Национальный союз) прибыл в Берлин. Видкун Квислинг видел в нацистской Германии жизненно важный бастион против советского господства. На встрече с Редером Квислинг заявил, что норвежское правительство ведет секретные переговоры с британцами, чтобы предложить им доступ к норвежским базам. Через несколько дней Гитлер приказал своим вооруженным силам разработать план возможной военной оккупации Норвегии.
В середине февраля 1940 года немецкое судно снабжения «Альтмарк» было обнаружено британской авиацией в нейтральных водах недалеко от Норвегии. Британцы захватили его и освободили 299 моряков британского флота, мы ранее писали статью об этом, вы можете с ней ознакомиться ссылка ниже:
В то же время немецкой разведке удалось расшифровать британские военно-морские сообщения, которые указывали на то, что союзники готовились к действиям внутри Норвегии под предлогом помощи Финляндии.
Ранее Гитлер обдумывал идею организации переворота в Норвегии с Квислингом в качестве своей марионетки, но после инцидента с Альтмарком он отказался от этой идеи в пользу военного решения. 19 февраля он назначил нового человека для руководства вторжением в Норвегию: 54-летнего генерала пехоты Николауса фон Фалькенхорста.
Фалькенхорст был в ярости, он ничего не знал о Норвегии, но его служба в качестве офицера в Финляндии в 1918 году была сочтена достаточной для этой роли. Гитлера дал генералу полдня, чтобы придумать набросок плана покорения Норвегии. Спустя несколько часов он представил проект Weserübung (Везерюбунг) на утверждение Гитлеру.
29 февраля Фалькенхорст и его штабные офицеры представили подробную стратегию, которая теперь также включала оккупацию Дании. Первоначально предлагалось путём давления заставить Данию передать авиабазы немцам, но этот план сочли рискованным. Вместо этого Фалькенхорстский требовал захватить страну или, по крайней мере, полуостров Ютландия силой. В конце концов командиры согласились, что вся Дания должна быть оккупирована.
Тем временем союзники изо всех сил пытались согласовать свой поход. Французы выступали за операцию в северной Скандинавии. Это откроет новый фронт и перенесет войну на чужой порог. Ужас траншей Первой мировой войны на севере Франции был еще свеж в их памяти.
Британцы же были более осторожны, и только 12 марта британские подводные лодки прибыли в пролив Скагеррак между Норвегией, Данией и Швецией. Однако на следующий день союзники узнали, что Финляндия заключила соглашение о прекращении огня с Советским Союзом. Британцы были вынуждены отменить операцию и отозвать подлодки.
Вернувшись в Британию, Чемберлен все еще чувствовал необходимость действовать. На Высшем военном совете 28 марта он решил поддержать более раннее предложение Черчилля установить морские мины вокруг Норвегии. Франция согласилась, и операция «Уилфред», так называлась операция по нейтрализации путей доставки полезных ископаемых в гитлеровскую Германию, должна была состояться через восемь дней, 5 апреля.
Союзники также согласились начать отдельную атаку, известную как операция «Королевский морской пехотинец», которая должна начаться за день до «Уилфреда». Эта вторичная операция выпустит сотни специально разработанных мин во французские реки и водные пути, которые попадут в немецкую систему каналов, остановив там движение.
Союзники знали об опасности того, что «Уилфред» может спровоцировать немецкое вторжение в Южную Норвегию. Если это произойдет, союзники планировали начать третью операцию, названную R-4, в ходе которой они высадят войска в Нарвике, Тронхейме, Бергене и Ставангере и займут шведские рудники.
Войска, предназначенные для этой третьей операции, должны были покинуть Шотландию 8 апреля. Французы опасались, что мины, выпущенные в водные пути Франции в рамках операции «Королевский морской пехотинец», могут привести к запланированному нападению Германии на промышленные районы Франции. Французское правительство утверждало, что союзники вызовут волну критики, если их первое наступление будет направлено на нейтральную страну, а не на саму нацистскую Германию.
Но без операции «Королевский морской пехотинец» операция «Уилфред» может быть скомпрометирована. 5 апреля раздраженный Чемберлен отправил Черчилля в Париж, чтобы убедить французов санкционировать операцию, но французское командование не сдвинулось с места в своем решении. Операция «Уилфред» должна проводиться в изоляции. Но вместо установки мин 5 апреля операция «Уилфред» теперь была перенесена на 8 апреля — задержка, которая могла иметь серьезные последствия.
Продолжение следует...
Спасибо, что дочитали, подписывайтесь на канал, ставьте лайки.