Ольга Жогло
15 апреля «Союз ветеранов Дальней авиации» Энгельсского авиагарнизона навестил братскую могилу экипажа майора Георгия Лыбина на Воскресенском кладбище.
Экипаж Г. А. Лыбина разбился во время крупномасштабных военных учений стран – участниц Варшавского договора 50 лет назад 15 апреля 1972 года. Трагедия произошла на аэродроме «Оленья» возле города Оленегорска ночью при попытке энгельсского стратегического бомбардировщика «3МС-2» совершить посадку в сложных метеоусловиях с неисправным осветительным оборудованием аэродрома (его повредили два впереди идущих экипажа при не вполне успешных посадках)
Семь из восьми погибших в катастрофе лётчиков похоронены в братской могиле в Энгельсе.
Пришедшие в этот день на Воскресенское кладбище ветераны Георгий Минеевич Терёхин, Григорий Маркович Олейник, Николай Иванович Мусатов, Анатолий Павлович Щенников, Александр Васильевич Кульпин, Владимир Соловьёв и другие с теплом и печалью вспоминали своих трагически ушедших из жизни товарищей, со многими из которых были знакомы лично.
Вот какой запомнилась эта трагедия ветерану Энгельсского авиагарнизона, командиру кораблей «Ту-16» и «3М», военному лётчику I-го класса Анатолию Щенникову, в 1972 году прилетавшему по заданию на аэродром «Оленья»:
«…Экипажу майора Георгия Лыбина в составе боевого порядка полка была поставлена задача: взлететь с аэродрома «Энгельс», пройти по маршруту с выполнением задач боевого применения и приземлиться на аэродроме «Оленья», который находится на Кольском полуострове…
Экипаж майора Лыбина после выполнения маршрута прибыл для выполнения захода на посадку и посадки на аэродром «Оленья». Полёт проходил ночью, в сложных метеорологических условиях. Самолёт Лыбина согласно боевому порядку выполнял посадку третьим.
Первый экипаж, производивший посадку, допустил ошибку, на пробеге не удержал самолёт на полосе и левой стойкой шасси раздавил фонари левой части конца ВПП.
После этого второй производивший посадку экипаж тоже ошибается и давит правую часть фонарей.
Третьим производил посадку экипаж Лыбина. Ошибки, допущенные предыдущими экипажами, он замечает поздно и сам допускает ошибки. Посадка происходит с отделением от ВПП, и начинается так называемое в авиации «прогрессирующее козление» - происходит несколько отделений самолёта от полосы. Четвёртое отделение с приземлением произошло с большим углом тангажа и большим левым креном. Всё это случилось на удалении 1693 метра от начала ВПП и в 30 метрах левее, с ударом левой консолью крыла о грунт и кормовой кабиной – о ВПП, которые при этом начали разрушаться. Затем основные колёса отделились от земли, и самолёт, пролетев 130 метров, ударился основными стойками о грунт, разрушился, взорвался и сгорел. Экипаж в составе восьми человек погиб.
Только после этого остальные самолёты боевого порядка отправили на запасной аэродром...».
К памятнику с большой красной звездой и склонённым знаменем советских ВВС были возложены цветы и венки.
Почтить память погибших лётчиков также приходили представители молодого поколения – учащиеся Энгельсского механико-технологического техникума.