А где можно полюбоваться мозаичными картинами? Сразу приходит на память итальянская Равенна, куда приезжают миллионы туристов оценить великолепие христианских мозаик. Ну и в Стамбуле тоже организуют специальные экскурсии для знакомства с византийскими шедеврами, собранными из маленьких камушков. Мозаика – это на самом деле чудо!
Чтобы себя порадовать ювелирной каменной красотой, не обязательно ехать в дальние страны. В небольшом городе Чапаевске в 35-ти километрах от Самары действует храм, посвященный Преподобному Сергию Радонежскому – огромный, великолепный и словно сошедший с картины Васнецова.
Богатая отделка включает в себя изразцы, майоликовые вставки и пояса с цветочным орнаментом, фасадную плитку, глазурованные кирпичи и множество мозаичных картин.
Возникает вопрос, откуда вдруг в маленьком городке такое поистине царское великолепие? Да, строительство храма действительно было связано с императорской семьей. Но обо всем по порядку.
В Самаре в 1910-1914-м годах в Самаре работал в должности городского архитектора уже знакомый нам Дмитрий Вернер. Обращался в своем творчестве к различным стилевым направлениям, но был приверженцем «модерна». Строил жилые и общественные здания, украшавшие город, специалистом был востребованным и уважаемым, у заказчиков - в основном у купечества - шел "нарасхват".
Начало в 1914-м году мировой войны вызвало рост патриотических настроений и переоценку вкусов . Искусство модерна стало вдруг чужеродным и враждебным, как и немецкое происхождение Вернера, и пост городского архитектора пришлось покинуть. Но, как обычно, судьба, захлопнув одну дверь, открывает другую.
Еще в 1909-м году на Самаро-Златоустовской железной дороге начал строиться государственный военный завод по производству взрывчатых веществ и боеприпасов, а рядом с ним – город Иващенково (позже ставший Чапаевском), изначально на 3 тысячи жителей. Возглавлял строительство генерал-майор артиллерии Владимир Иващенко, инспектировал – великий князь Сергей Михайлович, которому Россия обязана созданием передовой в то время артиллерии. Вернер же был назначен главным архитектором заводского комплекса.
Мировая война вызвала подъем военной промышленности . Потребность в рабсиле возросла настолько, что через 5 лет в Иващенково проживало почти 50 тысяч человек, так что работы Вернеру хватало. Зодчий разрабатывал проекты жилых кварталов, домов и казарм, реального училища, офицерского клуба, школ, Народного дома.
А в 1916-м году было начато строительство храма Преподобного Сергия Радонежского, и продолжалось оно, несмотря на переживаемые страной потрясения, вплоть до 1918-го года.
Церковь получилась уникальная – сочетающая формы древнерусского зодчества с активным использованием элементов стиля «модерн», и обликом напоминающая церковь Св. Марии-Магдалины в немецком Дармштадте – родном городе императрицы Александры Федоровны.
Принявшая православие немецкая принцесса пожелала украсить "малую родину" православным храмом. Так что сходство явно не случайно, поскольку оба храма и - дармштадский и чапаевский связаны с семьей Романовых.
А изобретательностью и безупречным вкусом зодчего нельзя не восхищаться - керамическая фасадная плитка сочетается с кирпичами цвета золотой охры, каменными известняковыми плитами, изразцами, майоликовыми деталями... Расположение на возвышенном месте и окружение зеленью добавляет очарования.
Строительство велось на средства военного ведомства , и материалы поставлялись со всей империи и из Европы. Например, плитку поставляла немецкая компания Villeroy & Boch (основанная в 1748-м году, если что!) Как говорится, война войной, а бизнес бизнесом
Несмотря на войну, революцию, смену власти сокращение сроков и расходов на строительство Дмитрий Вернер осуществил большую часть задуманного. Историки архитектуры называют церковь «лебединой песней» и «последним вздохом» не только самарского, но и всего русского модерна.
Дмитрий Вернер в 1918-м году Чапаевск (тогда еще Иващенково) покинул, уехав вместе с войсками Колчака в Омск. После установления Советской власти работал начальником отдела благоустройства города
Храм Преподобного Сергия Радонежского в "смутные времена" служил складом боеприпасов. К счастью, ничего не взорвалось. Позже, видимо по принципу "все лучшее - детям", использовался как Дворец пионеров. РПЦ был возвращен в 90-е годы. До сих пор остается архитектурной доминантой центра Чапаевска, очень рекомендуется к осмотру!
использованные в статье фото взяты из открытых источников в интернете