Найти в Дзене

В Самару! Почему архитектор Вернер скрывал свое авторство, конкуренция на обувном и "офисном" рынках и триумфальная арка на крыше

Как говорил сербский классик Милорад Павич, «не мы владеем домами, это они владеют нами». Наверное, он прав. Во всяком случае,рассказать о владельце дома могут много! Вот красуется в Самаре на Некрасовской, 56 двухэтажный особняк, протянувшийся ярким фасадом почти на треть квартала. Называется доходным домом купца Долгашева и построен был в 1914-м году. Хотя замысел постройки появился гораздо раньше. Протяженные размеры особняка говорят о том, что для его постройки было задействовано явно не одно усадебное место. «Пустопорожних» участков в центре города быть не могло, так что для приобретения в собственность нужной площади Григорию Долгашеву потребовалось время, терпение и, конечно финансовая возможность делать собственникам соседних участков такие предложения, от которых те не смогли отказаться. Первый участок Долгашев заполучил в 1909-м году, а покупка всей нужной территории заняла 5 лет. Зато, как обычно, кто долго запрягает, потом быстро едет. Строился особняк по проекту Дмитрия

Как говорил сербский классик Милорад Павич, «не мы владеем домами, это они владеют нами». Наверное, он прав. Во всяком случае,рассказать о владельце дома могут много!

Некрасовская, 56
Некрасовская, 56

Вот красуется в Самаре на Некрасовской, 56 двухэтажный особняк, протянувшийся ярким фасадом почти на треть квартала. Называется доходным домом купца Долгашева и построен был в 1914-м году. Хотя замысел постройки появился гораздо раньше.

Сто лет назад
Сто лет назад

Протяженные размеры особняка говорят о том, что для его постройки было задействовано явно не одно усадебное место. «Пустопорожних» участков в центре города быть не могло, так что для приобретения в собственность нужной площади Григорию Долгашеву потребовалось время, терпение и, конечно финансовая возможность делать собственникам соседних участков такие предложения, от которых те не смогли отказаться. Первый участок Долгашев заполучил в 1909-м году, а покупка всей нужной территории заняла 5 лет.

Знакомство с обувными новинками было делом важным и шло при помощи газет!
Знакомство с обувными новинками было делом важным и шло при помощи газет!

Зато, как обычно, кто долго запрягает, потом быстро едет. Строился особняк по проекту Дмитрия Вернера.

Монограмма владельца окружена растительным орнаментом
Монограмма владельца окружена растительным орнаментом

Вернер в это же самое время был занимался постройкой особняка братьев Матвеевых – самарских «обувных королей» А до того построил для них же прекрасный дом на Некрасовской, 61. Особняк это называют домом Егорова-Андреева, но только потому, что Егоров-Андреев приходился Матвеевым зятем, а особняк Иван и Петр Игнатьевичи широким жестом отдали в приданое за своей сестрой.

В обувном магазине начала века
В обувном магазине начала века

Сейчас самое время спросить, чем занимался Григорий Долгашев? Торговал модной обувью. То есть был в Самаре главным конкурентом братьев Матвеевых. Магазин Долгашева находился в самом удачном месте, на пересечении Панской и Соборной (по соседству с Матвеевским), и торговля в нем тоже имела черты зарубежного шика. Украшались витрины, персонал обучался внимательному и комфортному обслуживанию клиентов. Большое внимание уделялось рекламе – Григорий Арефьевич Долгашев через газеты информировал самарских модниц, что в новом сезоне «в моде, как и прежде, высокие французские каблуки...»

Дмитрий Александрович Вернер
Дмитрий Александрович Вернер

Интересно, что дом Петра и Ивана Матвеевых Вернер проектировал под своим именем, а на чертежах особняка Долгашева его подписи нет. Но специалистам подпись не требуется, чтобы определить руку мастера, поэтому авторство Дмитрия Александровича у архитекторов сомнений не вызывает.

Разгородить себя на коммуналки красавец-дом не позволил
Разгородить себя на коммуналки красавец-дом не позволил

Можно предположить, что Вернер «шифровался», не желая обижать своих давних бузулукских друзей-заказчиков работой для их главного конкурента. А возможно, «секретность» вызвана тем, что Вернер занимал в это время должность городского архитектора и увлечение частной практикой в ущерб городским постройкам не приветствовалось

Крылышки - акротерии на аттиках
Крылышки - акротерии на аттиках

В любом случае, результат получился впечатляющий. Из арсенала «модерна» - облицовка фасада светлой глазурованной плиткой - «кабанчиком» и широкие «вернеровские» окна,а в декоре использованы такие элементы классицизма , как крылья - акротерии . Двойные надоконные арки из кирпича дополнены цветочным орнаментом. Первый этаж предполагалось использовать под разнообразную торговлю, второй - под "офисы" фирм. Напрашивается предположения, что это тоже был "ответ" Долгашева братьям Матвеевым на их расположенный почти напротив "торгово-офисный центр" - дом Егорова-Андреева.

Сочетание лепного декора с облицовочной плиткой - тоже "вернеровский" прием
Сочетание лепного декора с облицовочной плиткой - тоже "вернеровский" прием

А что придает особняку неповторимость? То, что фасад увенчан тремя декоративными стенками-аттиками. Арки с полуколоннами на крыше напоминают древнеримские композиции триумфальных арок, которые сооружали в честь побед и всяких выдающихся событий.

А во дворе так. Без излишеств.
А во дворе так. Без излишеств.

В центральном аттике видим герб владельца в обрамлении растительного орнамента. Сейчас трудно сказать, что символизировали «триумфальные арки» - возможно, грядущую победу над конкурентами - но победу над временем особняк Григория Долгашева одержал!

-11

Он избежал после революции худшей участи – быть отданным под коммуналки, а превратился в административное здание, всегда имел «крепкого хозяина» и поддерживался в хорошем состоянии.

Триумфальные арки - символ победы
Триумфальные арки - символ победы

Сейчас здесь – отделы Департамента Здравоохранения, Дом санитарного просвещения, мебельный салон, модный барбершоп и пиццерия.

-13

использованные в статье фото взяты из открытых источников в интернете