Найти тему

В Самару! Почему архитектор Вернер скрывал свое авторство, конкуренция на обувном и "офисном" рынках и триумфальная арка на крыше

Как говорил сербский классик Милорад Павич, «не мы владеем домами, это они владеют нами». Наверное, он прав. Во всяком случае,рассказать о владельце дома могут много!

Некрасовская, 56
Некрасовская, 56

Вот красуется в Самаре на Некрасовской, 56 двухэтажный особняк, протянувшийся ярким фасадом почти на треть квартала. Называется доходным домом купца Долгашева и построен был в 1914-м году. Хотя замысел постройки появился гораздо раньше.

Сто лет назад
Сто лет назад

Протяженные размеры особняка говорят о том, что для его постройки было задействовано явно не одно усадебное место. «Пустопорожних» участков в центре города быть не могло, так что для приобретения в собственность нужной площади Григорию Долгашеву потребовалось время, терпение и, конечно финансовая возможность делать собственникам соседних участков такие предложения, от которых те не смогли отказаться. Первый участок Долгашев заполучил в 1909-м году, а покупка всей нужной территории заняла 5 лет.

Знакомство с обувными новинками было делом важным и шло при помощи газет!
Знакомство с обувными новинками было делом важным и шло при помощи газет!

Зато, как обычно, кто долго запрягает, потом быстро едет. Строился особняк по проекту Дмитрия Вернера.

Монограмма владельца окружена растительным орнаментом
Монограмма владельца окружена растительным орнаментом

Вернер в это же самое время был занимался постройкой особняка братьев Матвеевых – самарских «обувных королей» А до того построил для них же прекрасный дом на Некрасовской, 61. Особняк это называют домом Егорова-Андреева, но только потому, что Егоров-Андреев приходился Матвеевым зятем, а особняк Иван и Петр Игнатьевичи широким жестом отдали в приданое за своей сестрой.

В обувном магазине начала века
В обувном магазине начала века

Сейчас самое время спросить, чем занимался Григорий Долгашев? Торговал модной обувью. То есть был в Самаре главным конкурентом братьев Матвеевых. Магазин Долгашева находился в самом удачном месте, на пересечении Панской и Соборной (по соседству с Матвеевским), и торговля в нем тоже имела черты зарубежного шика. Украшались витрины, персонал обучался внимательному и комфортному обслуживанию клиентов. Большое внимание уделялось рекламе – Григорий Арефьевич Долгашев через газеты информировал самарских модниц, что в новом сезоне «в моде, как и прежде, высокие французские каблуки...»

Дмитрий Александрович Вернер
Дмитрий Александрович Вернер

Интересно, что дом Петра и Ивана Матвеевых Вернер проектировал под своим именем, а на чертежах особняка Долгашева его подписи нет. Но специалистам подпись не требуется, чтобы определить руку мастера, поэтому авторство Дмитрия Александровича у архитекторов сомнений не вызывает.

Разгородить себя на коммуналки красавец-дом не позволил
Разгородить себя на коммуналки красавец-дом не позволил

Можно предположить, что Вернер «шифровался», не желая обижать своих давних бузулукских друзей-заказчиков работой для их главного конкурента. А возможно, «секретность» вызвана тем, что Вернер занимал в это время должность городского архитектора и увлечение частной практикой в ущерб городским постройкам не приветствовалось

Крылышки - акротерии на аттиках
Крылышки - акротерии на аттиках

В любом случае, результат получился впечатляющий. Из арсенала «модерна» - облицовка фасада светлой глазурованной плиткой - «кабанчиком» и широкие «вернеровские» окна,а в декоре использованы такие элементы классицизма , как крылья - акротерии . Двойные надоконные арки из кирпича дополнены цветочным орнаментом. Первый этаж предполагалось использовать под разнообразную торговлю, второй - под "офисы" фирм. Напрашивается предположения, что это тоже был "ответ" Долгашева братьям Матвеевым на их расположенный почти напротив "торгово-офисный центр" - дом Егорова-Андреева.

Сочетание лепного декора с облицовочной плиткой - тоже "вернеровский" прием
Сочетание лепного декора с облицовочной плиткой - тоже "вернеровский" прием

А что придает особняку неповторимость? То, что фасад увенчан тремя декоративными стенками-аттиками. Арки с полуколоннами на крыше напоминают древнеримские композиции триумфальных арок, которые сооружали в честь побед и всяких выдающихся событий.

А во дворе так. Без излишеств.
А во дворе так. Без излишеств.

В центральном аттике видим герб владельца в обрамлении растительного орнамента. Сейчас трудно сказать, что символизировали «триумфальные арки» - возможно, грядущую победу над конкурентами - но победу над временем особняк Григория Долгашева одержал!

-11

Он избежал после революции худшей участи – быть отданным под коммуналки, а превратился в административное здание, всегда имел «крепкого хозяина» и поддерживался в хорошем состоянии.

Триумфальные арки - символ победы
Триумфальные арки - символ победы

Сейчас здесь – отделы Департамента Здравоохранения, Дом санитарного просвещения, мебельный салон, модный барбершоп и пиццерия.

-13

использованные в статье фото взяты из открытых источников в интернете