Найти в Дзене
Мысли о России

Почему колхозный строй назвали "вторым крепостным правом"?

После 1929 года Сталин всех крестьян принудительно загнал в колхозы, желая разрушить базу капитализма в виде крепких хозяйств. С тех пор в русском народе ВПБ (б) иронически расшифровывали как "второе крепостное право (большевиков)".

«Возвращение солдата», Алексей Гаврилович Венецианов, конец 1830-х годов
«Возвращение солдата», Алексей Гаврилович Венецианов, конец 1830-х годов

Как до 1861 года крестьянам нельзя было отказаться от барщины, так и в сталинском колхозе жестоко наказывали за опоздание на работу и за невыполнение "трудодней".

"В конце 1920-х годов в СССР был установлен колхозный строй, являвшийся ухудшенным вариантом крепостного права времен Екатерины Великой. Лишенный паспорта. т.е. свободы передвижения крестьянин работал на колхозной земле или ферме бесплатно или почти бесплатно, за т.н. трудодни (аналог барщины), а кроме того – на собственном приусадебном участке, с которого кормился, продукцию которого продавал (на рынках, через потребкооперацию, напрямую колхозу) и с которого платил довольно высокий (в последние сталинские годы почти убийственный) налог (аналог оброка). Согласно секретным данным госбезопасности, в конце 1940-х годов эти приусадебные участки давали треть сельхозпродукции СССР. То есть, всякие колхозы и совхозы, куда направлялись тракторы и удобрения, которым переданы были все мало-мальски удобные для сельхозпроизводства земли, куда инвестировали так или иначе деньги – производили всего в два раза больше, чем не имевшие ни земли, ни удобрений, ни тракторов крестьяне, располагавшие лишь частью своего рабочего времени. Это яркий показатель эффективности социалистического сельского хозяйства. После смерти Сталина произошел ряд изменений разного знака – снизили или даже вовсе отменили оброк, увеличили закупочные цены, зато нанесли несколько мощных законодательных ударов, подорвавших склонности крестьян к животноводству на приусадебных участках. Однако доля произведенной на приусадебных участках продукции в стране все равно была высока – и это не давало людям умереть от голода несмотря на построенный социализм", - пишет публицист Лев Усыскин