Найти в Дзене

Ассирийская империя

Название их государства внушало древним страх. Ассирийцы славились своей исключительной жестокостью. Они выкалывали своим жертвам глаза, отрезали носы и конечности.

Призрак приближающейся армии сокрушал самое упорное сопротивление. Страха умереть мучительной смертью под невообразимо болезненными пытками было достаточно, чтобы города и государства на пути ассирийцев сдавались, надеясь на их милость. Часто напрасно. Жестокость была источником величия для ассирийских правителей, а самым важным богом для них был бог войны.

Ассирийцы вышли на арену истории, завоевав одну из древнейших цивилизаций в мире, которой человечество обязано, в частности, письменностью. Мы говорим о шумерах. В конце III тысячелетия до н.э. шумерская периферия стала независимой от центра. Так поступил правитель города Ашура в северной Месопотамии на реке Тигр. Он не подчинился метрополии и стал править своим городом-государством. Это было началом Ассирии. Со временем, с упадком Шумера и его завоеванием амореями, Ассирия росла в могуществе.

Мастера войны

Пик могущества Ассирии пришелся на период Новоассирийской империи с 10 по 7 век до нашей эры. В то время ассирийцы завоевали Вавилонское царство на юге, захватили всю Месопотамию, а также Левант - территорию современной северо-западной Сирии, Палестины, Ливана, Израиля. Их завоеваниям не сопротивлялись также Египет фараонов и Кипр.

-2

Ассирийцы оказались мастерами военного ремесла. На самом деле, у них были метафизические причины для этого. Их самым главным богом был Ашур (Ассур), бог войны. Именно он направлял ассирийские войска во время их завоеваний и защищал их от поражений. Он был символом военной мощи и покровительствовал всей империи. Его особое пристрастие к войне, возможно, также было связано с местоположением королевства. Не имея естественных географических барьеров, которые отделяли бы их от врагов, ассирийцы должны были полагаться только на свою собственную армию. И действительно - они могли на это рассчитывать.

Они были новаторами в военном искусстве. Они быстро начали использовать железо для изготовления оружия, которое вытеснило бронзу. Они использовали модернизированные, легкие боевые колесницы с металлической опорой и осадные машины, технологически передовые для того времени. Ассирийское государство ввело обязательную воинскую повинность вместо общей армии. Вместо того чтобы отрывать крестьян от полевых работ, для обеспечения рекрутов типизировались только определенные центры. Основу постоянной армии составляла лучше всего обученная королевская гвардия, в которую могли вступать иностранцы.

Военная мощь Ассирии

Сильной стороной ассирийской армии была также кавалерия. Ассирийцы не использовали стремена или седла. Стрелять из лука во время езды в таких условиях было очень сложно. Поэтому кавалеристы ездили парами. Один управлял обоими конями, а другой поражал врагов из лука. В период своего расцвета ассирийская армия могла выставить до 70 000 солдат и была бесспорно крупнейшей военной силой в мире в то время. Когда в 722г. до н.э. Саргон II вошел в Иудею, пророк Исайя описал ассирийскую армию следующим образом:

"Нет в нем ни слабого, ни утомленного, никто не дремлет и не спит, никто не расстегивает пояса своего на бедрах своих, и не рвутся ремешки обуви его. Стрелы его остры, и каждый лук натянут; копыта его коней - как кремень, колеса его колесниц мчатся, как ураган".

Не только боевая доблесть ассирийцев давала им преимущество перед врагом. Они умело использовали психологический фактор - запугивали противника. Этот народ не знал пощады к побежденным. Рассказы о жестокости ассирийцев распространились далеко и широко по сменявшим друг друга царствам Ближнего Востока. Ашшурнаспил II, основатель могущества Ассирийского государства, хвастался своей безжалостностью. Он наказывал мятежников или врагов смертью. Показательные казни сочетались с пытками, включая вдавливание и сдирание кожи заживо. Эти звериные "деяния" прославлялись в хвалебных песнях.

Ассирийцы сдирали кожу со своих врагов и растягивали ее на стенах городов. Население завоеванных территорий было либо истреблено, либо перемещено в гигантских масштабах. Сегодня считается, что в период своего наивысшего могущества ассирийцы могли переселить до 4,5 миллионов человек. Они разрушали города, насиловали и пытали - выкалывали глаза, отрезали носы, языки, конечности, сжигали заживо.

Никакой пощады
Когда ассирийская армия захватила мятежный город Хализилуа, "владыка четырех сторон света" (так называл себя Ашшурнаспил II) похвалялся своей жестокостью: "Я истребил мечом 600 их воинов и сжег в огне 3000 пленников, не оставив в живых ни одного из них. Их тела я сложил в кучу, юношей и девушек сжег, с их правителя, которой была Хулай, я содрал кожу и повесил ее на стене города Дамдамуса". В другой раз он хвастался:

"Я поставил столб перед городскими воротами, содрал кожу со всех вождей восстания и сложил шкуры на столбе. Одни я замуровывал в столб, другие вбивал в сваи, установленные на столбе. Я сжег многих пленников. Я захватил много солдат живыми. Некоторым я отрезал руки или кисти; другим я отрезал носы, уши и конечности. Я выколол глаза многим воинам. Я устроил кучу из живых и еще одну из их голов. Я развесил их на деревьях в окрестностях города. Я сжег их молодых, мальчиков и девочек. Шестьдесят пять сотен воинов погибли от моего меча, а остальных поглотил Евфрат, когда они страдали от жажды в пустыне".

Помимо жестокости, помимо садистского удовольствия, которое, похоже, испытывали их правители и командиры войск, отдававшие приказы убивать и пытать, преступления имели и "практическое" измерение. Страх перед ужасным наказанием со стороны ассирийцев часто парализовывал защитников, которые сдавали города без боя или, возможно, покупали свои жизни и жизни жителей огромными золотыми данями.

Город великолепия и разврата
Ассирийцы были мастерами войны, но им нельзя отказать и в других достижениях - они умело развивали торговлю и были талантливыми строителями. Сменявшие друг друга ассирийские правители оставили после себя великолепные, могущественные дворцы и другие сооружения, внушавшие благоговейный трепет. Одним из величайших мегаполисов древности была ассирийская столица Ниневия (сегодня это пригород иракского города Мосул). Город раскинулся на площади 8 квадратных километров. Длина каменных стен высотой 4,5 метра составляла 12 километров. Внутренняя стена из высушенного кирпича была высотой 25 метров и толщиной до 15 метров. Городские стены были дополнительно окружены рвом.

Во внутренние помещения вело до 15 ворот. В период расцвета в Ниневии проживало 120 000 человек. Благодаря каналам и акведукам в город поступала вода из реки Тигр. Ассирийская столица славилась своими потрясающими зданиями - не только царским дворцом, но и мощеными аллеями и площадями. Именно здесь, по преданию, находилось одно из чудес света - Висячие сады Семирамиды. (По другой версии, сады - подарок вавилонского царя Навуходоносора II своей жене - находились в Вавилоне).

-3

В Ниневии находился интеллектуальный и культурный центр античности. По инициативе царя Ашшурбанипала была построена огромная библиотека, в которой хранилось 30 000 текстов на глиняных табличках. Город также славился своими безудержными религиозными и сексуальными ритуалами в честь Иштар, богини любви и войны, популярной на всем Ближнем Востоке.

Царское письмо царя Ассирии, царю Египта
Царское письмо царя Ассирии, царю Египта

Помимо оргий с участием жрецов и девушек, предназначенных для служения в храме, поклонники Иштар должны были хотя бы раз прийти в ее храм, чтобы отдаться там чужеземцу. Ритуальная проституция имела характер "священного служения". Это не повлияло на моральную оценку "поведения" замужней женщины. Не были чем-то особенным и дворцовые оргии с участием государственных сановников и их жен, которые должны были отдаваться правителю по команде.

Библейское пророчество
В 612 году до н.э. могущественная Ниневия, а вместе с ней и вся Ассирия, пала в результате вторжения союзных народов, ранее угнетаемых хищной державой. Речь идет о войсках Вавилона, медян и персов. Город так и не смог вернуть себе былую славу. Интересно, что падение Ниневии было предсказано библейскими пророками. В книге Нахума, где говорится о разрушении ассирийцами египетских Фив (в 663 году до н.э.), автор упоминает, что такая же участь вскоре постигнет и ассирийскую столицу.

Согласно библейскому пророчеству, на падение Ниневии должно было повлиять пьянство. Воды Тигра должны были выйти из своего желоба и ворваться во дворцы, вызвав давку. Кроме того, огонь должен был поглотить золотые богатства. Город должен был быть полностью разрушен, а жители вырезаны.

Пророчество исполнилось с точностью до буквы, если взять за точку отсчета рассказ римского историка Диодора Сицилийского. Правитель Ассирии Сарданапал, который был дегенеративным и женоподобным правителем, практиковавшим разврат с представителями обоих полов, должен был проигнорировать угрозу. Чтобы продемонстрировать свое высокомерие, он разбил лагерь перед городом, будучи уверенным, что сможет справиться со своими противниками. В ожидании врагов вино должно было литься ручьями.

Когда весть о полном поражении врага достигла антиассирийской коалиции, они предприняли внезапную атаку. Ассирийцы позволили застать себя врасплох. Сарданапал скрылся за стенами. Он все еще пытался защитить город, будучи уверенным в прочности укреплений. К несчастью, из-за сильных дождей Тигр вышел из берегов, затопив местность и размыв городские стены, что привело к обрушению одной из стен.

Сладкая месть жестоким
Это было началом конца для жестокой Ассирии. Повстанцы ворвались в город, убивая без пощады. Представители народов, замученных и преследуемых ассирийцами, вкусили сладкой мести. Сарданапал не сдался врагу. Он приказал разжечь во дворце огонь. Вместе с группой евнухов и женщин-служанок его сожгли на специально подготовленном для этого костре, заперев в камере, где огонь был сильнее всего. Ранее в него были перенесены все ценности, включая прекрасные золотые одежды. Таким образом, мы снова имеем подтверждение библейского пророчества. Огонь поглотил богатства Ниневии.

Проблема в том, что историки не находят подтверждения тому, что кто-то вроде Сарданапала вообще существовал. Кроме Диодора Сицилийского и греческого историка Ктесия, ни один источник не упоминает о таком правителе. Его имя не встречается в ассирийском списке царей. Согласно сегодняшним знаниям и записям Вавилонской хроники, последним правителем Ассирийской империи и защитником Ниневии был Син-Шарра-Ишкун.

Хроника также не упоминает о пьянстве в ассирийской армии или наводнении Тигра. Согласно этому рассказу, ассирийская столица после трех месяцев ожесточенных боев по всей длине стен, наконец, поддалась напору захватчиков, которые вырезали жителей и разграбили город. Таков был конец одной из величайших метрополий древности. Конечно, Ниневия еще функционировала некоторое время после этого, но это был второстепенный центр. В конце концов, он был заброшен, а его стены поглотила земля. Так продолжалось до середины XIX века, когда английский археолог Остин Генри Лэйард начал раскопки, раскрывшие мощь бывшей ассирийской метрополии.