Динозавры, нарисованные в народном стиле, не фотошоп. Это советский палех, отец которого — Николай Михайлович Зиновьев, наш герой. Он родился в далёком 1888 году в небольшой деревне недалеко от Палеха, и вся его жизнь была неотрывно связана с этим местом, этим стилем и его наследием.
Для маленького Николая изобразительное искусство началось с икон. Ему даже посчастливилось застать Васнецова за работой в мастерской, и мальчик ему еще долго подражал. Михаил Зиновьев, отец, был иконописцем и писал в традиционном палехском «мелочном письме».
Палех еще в XVII веке был центром иконописного промысла. Одними из самых знаменитых были палехские иконы мелочной работы, когда на небольшой поверхности иконной доски размещалось множество тонко прописанных деталей, вписанных в сложную композиционную структуру. Этому искусству обучались не один год.
Сам Николай Зиновьев вспоминал, что одновременно с обучением иконописи ему приходилось выполнять и тяжелую крестьянскую работу. Он пахал землю, работал деревянной сохой, плугом, молотил рожь и овес деревянными цепами, косил.
Возможно, Николай Зиновьев продолжил бы династию и создавал иконы мелочной работы, но после 1917 года он смог встать у истоков нового искусства — по-настоящему народного, для крестьян и рабочих.
В 1924 году потомственные иконописцы и мастера Баканов, Вакуров, Голиков, Котухин, Маркичев, а также искусствоведы Бакушинский и Глазунов создали палехскую Артель древней живописи. Древнерусская художественная традиция ожила в новом советском времени: иконописные стили применили в создании лаковых бисерниц, пластин, портсигаров, шкатулок. Темы и сюжеты были разнообразными: сельские пейзажи и быт, революционные мотивы, русские народные сказки — но Николай Зиновьев одним из первых обратился в палехе к советской тематике, действительности и идеологии.
Он присоединился к Артели в 1926 году, а уже через два года начал преподавать — там же, в школе. Через восемь лет школа при Артели превратится в Палехское художественное училище имени Горького, а Николай Михайлович Зиновьев станет его директором. В 1937 году за работу на роман Анри Барбюса «Огонь» он получил «Гран-при» Всемирной выставки в Париже.
Николай Зиновьев был первым в советском народном искусстве, кто связал героизм прошлых поколений с героизмом своих современников во время войны. В 1943 году Зиновьев создает несколько произведений: «Битвы предков» (серия из 6 миниатюр) и «Дух предков». «Его творчество, в котором патриотическая тема стала определяющей, — яркая, неповторимая страница русского народного искусства», — говорил о творчестве Зиновьева председатель Палехской организации Союза художников и один из ведущих мастеров лаковой миниатюры Ермолаев.
И всё же центром жизни мастера было сохранение древнейших традиций и старых канонов. Николай Зиновьев всю жизнь посвятил подготовке новых мастеров палеха: разработал методику преподавания основ палехского искусства, писал учебные программы и методические разработки, преподавал в училище около сорока лет и двенадцать лет был директором Государственного музея палехского искусства. В канун своего 90-летия Николай Зиновьев фундаментальный труд о стилевых истоках палеха, который наравне с его книгой «Искусство Палеха» до сих пор считаются настольными у мастеров и их учеников.
Основа палехского искусства — техника плавей, берущая свое начало в иконописи. Это сложная техника: прозрачные краски разных тонов наносятся в несколько слоев и каждая плавь занимает свой участок рисунка. Также и Николай Зиновьев в своём творчестве слой за слоем проходил сквозь всю историю: революция, угнетение, древнерусские сражения, былины — и даже динозавры.
Они — часть большого цикла «Происхождение жизни на Земле», который завершается большой пластиной «"Аврора" провозгласила эру свободы, мира и братства народов».
Автор - Яна Петрова, читайте другие статьи автора по тегу #петровакат