Мы с вами, слышащие, привыкли, что глухие, это такие необычные люди, которые машут руками, вместо речевого общения, ну и в целом немного странноваты. Если вдруг глухой человек начинает говорить, то сразу качество его речи выдает, что он не совсем типичный, особенный. Вот и все, что знакомо обществу о глухоте. Но так в нашей стране было ранее, примерно до 2010-х годов, пока…
Современные методы диагностики и лечения сегодня позволяют победить глухоту. Да, тотально неслышащегочеловека с помощью операции по вживлению улиткового (кохлеарного) импланта можно сделать физически слышащим! И меня до сих пор заботит то, что многих восхищает факт после активации системы кохлеарнойимплантации даже родители такого ребенка начитают восторгаться тому, что их, казалось бы, глухой малыш реагирует на шепот или на зов из далекой комнаты… А что тут удивительного?! Так априори быть должно при всехисполненных составляющих технологии, то есть при качественной настройке этой уникальной системы.
Технология, которая решает проблему глухоты масштабно в нашей стране стала применяться после 2010 года, когда в стране, согласно канонам оказания высокотехнологичной медицинской помощи ее оказывают масштабно, покрывая потребность не только для всех нуждающихся, но и желающих. Это значит, что потенциальную путевку в мир слышащих государство выдает бесплатно каждому гражданину. Но станет ли слух функциональным, а не просто типичной, но не развитой функцией зависит от множества факторов после проведения операции.
Вообще категория лиц с нарушением слуха крайне неоднородна. Существует разделение на слабослышащих и глухих. Обладатели нетотальной глухоты, это люди, у которых есть недостатки слуха, но с помощью технического средства реабилитации, например, слухового аппарата, потеря слуха компенсируется, человек в остальном отслышащих не отличается. Глухой же, это человек, который нуждается в комплексе мер с применением импланта и длительного процеса реабилитации. Цель достижения уровня нормы при соблюдении всех составляющих технологии развития не всегда достижима. И зависит это от ряда причин, в том числе и наличия сопутствующих нарушений. Также усугубляется тем, что технология кохлеарной имплантации в нашей стране относительно недавно. От того в России на текущий момент много нереабилитированных глухих людей, которые и формируют стереотип, что глухой – это человек неполноценный.
На днях опубликовала пост об инклюзии в нашей стране и он возмутил общественность. В комментариях – баталии, нормотипичные люди не хотят терпеть «особенных» детей среди своих, а также называть требуют их не «особятами», а больными, да и вообще изолировать. В такси глухой водитель часто вызывает возмущение, а родители детей с нарушениями никак не докажут свое право на существование под тем же солнцем, что и слышащие дети. Что и побудило меня писать о глухих, показать, что категория неоднородна, а порой глухого невозможно отличить от слышащего сверстника.
К примеру, сами глухие воюют друг против друга. За что? Часть лиц отрицает метод имплантации и активно негодует, формируя мифы о его опасности, пугая лишь мам, которые стоят на пороге оперативного вмешательства. Часть считает, что жизнь хороша и в тишине, существуя в своем узком сообществе, применяя для коммуникации язык жестов. И вот уже пару десятилетий сформирована третья каста сторонников метода кохлеарной имплантации, которые прибегли к нему с целью восстановления физического слуха и достижения уровня нормального развития, чтобы не отличаться от слышащих. Но и последняя категория неоднородна, подразделяется на две, где одна поставленная цель достигнута. Это успешная категория, но, к сожалению малочисленная. И вторая подгруппа – это те, кто пытались, но в силу разных причин не получилось. И теперь это и не слышащие, и не слабослышащие, не глухие… именно такое разнообразие и формирует непонимание у общества и негативное отношение к глухоте, как к непреодолимому нарушению, с ментальным оттенком.
Топающая большими шагами по стране инклюзия гласит, что дети должны играть/учиться вместе. Но практическая действительность говорит об обратном. Страдает и образовательный процесс от неправильного сопровождения «особенных» детей. Есть куча несогласных родителей нормотипичных детей, педагогов, которые намучились от инклюзии. Счастливыми остаются лишь та малочисленная группа, где успешно проведенная операция кохлеарнойимплантации и реабилитация, что позволилоинтегрироваться полноценно в общество слышащих. Именно ИНТЕГРИРОВАТЬСЯ!
Приведу пример. Мама с глухим ребенком после проведенной операции кохлеарной имплантации переехалииз глубинки в Подмосковье. Ребенок (дошколенок сейчас) из тех, у кого по причине наличия иных нарушений в развитии, процесс реабилитации затянулся и к норме результат никогда не придет. Определили в массовый сад. Инклюзия ж! Девочка явно отстает от сверстников в развитии, требует, скажем, более пристального внимания и наблюдения от персонала, а также специальных коррекционных занятий. Даже при этом, уровень нормы не достижим. Педагогическая общественность города всполошилась. Что делать с таким ребенком? Как общаться с ним? Как воспитывать и развивать, ведь она как будто и слышит, но говорит мало и непонятно. А наличие психоэмоциональных особенностей развития сформировало негатив и у родителей других детей. Семья не выдержала и уехала восвояси, в глубинку. Мама у себя в соцсетяхопубликовала пост, что у себя, там подальше от Москвы, инклюзивную среду формировать проще. В подмосковном городишке растет негатив к глухишам, методу кохлеарнойимплантации, да и пресловутой инклюзии.
Кто виноват? Что делать? В первую очередь, срабатывает недостаток адекватной информации. Родители детей с особенностями развития, в данном случае с глухотой, имеют часто завышенные ожидания от метода и уверены, что после операции их ребенок станет таким как все, за исключением того, что на ухе будет заметен аппаратик – речевой процессор импланта. Но это не так примерно в 85% случаев.
Практические случаи, типа таких, какой я описала выше, встречаются все чаще и формируют негативное отношение и у родителей других детей и у специалистов. Усугубляют картину люди их мира тотальной тишины, которые в нашем обществе приняты не будут. Здесь в Дзене, за безликими порой акаунтами – живые люди и они не стесняются открыто демонстрировать свой негатив, чего бы никогда не сделали в обычной жизни. От того видно, что я не предвзято отношусь, а лишь анализирую реальную картину. Глухой водитель стал камнем преткновения в баталиях под постом про инклюзию.
Сколько нужно времени современному обществу, чтобы принять «особят»? Наверное о полном принятии я даже не возьмусь предположить. Ну вот так и останемся жить, закрывая глаза на проблему с девизом о совместной игре детей в инклюзивной России…
#глухие #глухота #кохлеарнаяимплантация
#инклюзия #инклюзивноеобразование