Окончание, начало статьи моете посмотреть ЗДЕСЬ (1 часть), и ЗДЕСЬ (2 часть)...
Примерно в 9 часов 50 минут на торпедном катере прибыл командующий эскадрой ЧФ вице-адмирал Л.А. Владимирский. Командующий поднялся на «Ташкент» и поздравил командира лидера с присвоением ему звания капитана 2-го ранга, последовавшем еще в момент прорыва и сообщенном в Новороссийск по радио.
Подошедшие в этот момент ЭМ «Сообразительный» и сторожевые катера начали принимать с лидера раненых. Эсминец встал лагом к застопорившему ход «Ташкенту» и ошвартовался своим левым бортом к правому борту лидера. За 22 минуты на эсминец перешли 1 975 человек! С эсминца на лидер передали часть зенитного запаса, аварийное имущество и шланги для осушения отсеков. Оставшихся на лидере пассажиров приняли сторожевые катера № 014, № 084 и № 036. Эсминец и катера убыли в Новороссийск. Около 15 часов ЭМ «Бдительный» взял лидер на буксир, но корабль «рыскал» из-за большого дифферента на нос, и вскоре буксирный трос лопнул. Тогда решено было буксировать «Ташкент» за корму. Рядом следовал (лагом) спасатель «Юпитер» и откачивал воду из носового машинного и 2-го котельного отделения. Скорость буксировки составляла около 8 узлов. На полубаке установили также переносные помпы (по 50 т/час), но, несмотря на постоянное откачивание воды, ее уровень почти не убывал, так как заделывать пробоины было уже нечем.
«По командирской привычке я мысленно поверяю свои действия за минувшие трудные часы. Эта поверка убеждает: самым главным и самым правильным было ни на минуту не стопорить ход», – делится командир «Ташкента» своими мыслями, возникшими у него во время буксировки корабля. – «И тогда, когда заклинило руль. И тогда, когда стало затапливать машинное отделение. Положение корабля, порой, казалось безнадежным, новые повреждения – неизбежными. Но все равно мы шли вперед. Маневрировали без руля. Выравнивали дифферент затоплением новых отсеков. Вели огонь буквально до последнего зенитного патрона. Весь экипаж держался на своих постах геройски. И «Ташкент» остался непобежденным. А севастопольцы, пересаженные на «Сообразительный» и катера, сейчас уже на кавказском берегу, на Большой земле.
Но увидят эту землю не все, кого принял «Ташкент» на борт в Камышевой бухте. Почти тридцать человек потеряли мы сегодня убитыми. Среди них несколько героических севастопольских женщин. Их убийцы, фашистские летчики, конечно же, видели, кто находится на переполненной пассажирами палубе...».
Буксировка длилась около 6 часов, и лишь в 20 часов 15 минут «Ташкент» прибыл ко входу в гавань Новороссийска. Два буксира приняли трос с эсминца «Бдительный» и осторожно ввели лидер в гавань, поставив его к правой стороне Элеваторного причала.
Немедленно был начат осмотр наружных повреждений «Ташкента». Осмотр показал, что в подводной части корпуса с правого борта (45-77 шп.) имеются четыре рваные пробоины и с левого борта (211-212 шп.) – одна пробоина. От разрывной волны на верхней палубе (71-75 шп.) образовался гофр и трещина листов обшивки. Лидер принял около 2 000 тонн воды. Полностью затоплены: три артпогреба главного калибра, цепной ящик, кубрики № 1, № 3 и № 5, котельные отделения № 1 и № 2, коффердам артиллерийской централи, термотанковое отделение № 1, румпельное отделение, погреб № 4 и погреб БЗО торпед. Частично затоплено было носовое машинное отделение. Для неотложного ремонта «Ташкента» его предстояло подготовить к переходу в Поти, так как док в Новороссийске был занят, а линия фронта приближалась к городу.
Силами спасательного отряда Новороссийской базы и мастерской техотдела базы в кратчайшие сроки была проделана колоссальная по объему работа. Основную часть работ по обеспечению непотопляемости «Ташкента» закончили к 20 часам 1 июля. При условии тихой погоды и волнении моря не более 3-х балов лидер способен был добраться до Поти своим ходом (не более 12 узлов). К моменту окончания работ водоизмещение лидера составляло 5 180 т, удалось восстановить рулевую машину, корабль дополнительно оснастили водоотливными устройствами и средствами борьбы за живучесть.
Ориентировочно выход назначили на 14 часов 2 июля, но из-за плохого прогноза погоды выход лидера в сопровождении эсминца «Бдительный» был перенесен на 3 июля, и этот перенос даты выхода оказался роковым для корабля.
Тем временем, 28 июня «Ташкент» посетил Командующий Северо-Кавказским фронтом Маршал Советского Союза С.М. Буденый. Он рассказал морякам о положении на фронте, высоко оценил мужество экипажа «Ташкента», отметил, что корабль достоин носить гвардейское звание и флаг, пообещал представить весь экипаж к правительственным наградам. И, действительно, через несколько дней 367 матросов, старшин и офицеров лидера были удостоены орденов и медалей (командир корабля капитан 2-го ранга В.Н. Ерошенко получил высшую награду – орден Ленина).
Но лидер «Ташкент» так и не стал гвардейским, 2 июля 1942 года оборвалась славная боевая биография замечательного корабля. В ночь на 2 июля моросил мелкий дождь, и утром небо еще не полностью очистилось от облаков. Дул северо-восточный ветер силой 1 балл, и волнение моря не превышало 2-х баллов. Состояние моря вполне позволяло немедленно увести «Ташкент» из незащищенной базы или хотя бы прикрыть лидер и корабли дымзавесами из заранее размещенных постов. Но с выходом не торопились, по одной из версий – ждали, что 2 июля лидеру будет вручен гвардейский флаг, а экипажу – государственные награды. Эта дата получила неофициальное название «Черноморский Перл-Харбор» или «Черноморская побудка».
В 11 часов утра оператор радиолокатора обнаружил большую групповую цель. Самолеты шли на небольшой высоте над долиной, приближаясь к Новороссийску со стороны суши. Обычно этот маршрут использовали советские бомбардировщики при полетах к линии фронта в Крым. Данные радиолокатора были немедленно сообщены в штаб ПВО Новороссийского базового района, но средства ПВО не были приведены в готовность, воздушная тревога в порту и на кораблях не объявлялась.
В этот период Новороссийск был главной базой ЧФ, через этот порт ежедневно проходило 14-16 кораблей с грузами и пополнением для фронта, но ПВО порта и города была достаточно слабой. Поэтому внезапный и сильный налет немецкой авиации оказался сокрушительным.
«Ни в порту, ни в городе не раздалось сигналов тревоги. Но внезапно ударили наши зенитки, и сразу же загремели по кораблю колокола громкого боя», – вспоминает В.Н. Ерошенко. – «Как был, без кителя, я выскочил из каюты на мостик. Увидел – на корабль пикируют самолеты. И в то же мгновение понял, что бомбы уже сброшены – их свист, нарастающий и зловеще близкий, слился с треском автоматов и пулеметов.
Прежде чем я успел что-либо сделать, где-то в корме раздался сотрясший весь корабль взрыв. Мостик стал опрокидываться, уходя из-под ног, и упругая воздушная волна смахнула меня в воду. Вынырнув, я очутился между причалом и наваливающимся на него кораблем. Какая-то струя несла меня вдоль пирса, не давая уцепиться за щербатый привальный брус. Рядом вынырнул краснофлотец и сразу потянулся меня поддерживать. Помню, как крикнул ему: «Не надо, справлюсь сам!» В этот момент мы оба ухватились за железные ступеньки, которые оказались наружным скоб-трапом корабельной трубы.
Спрыгнув с трубы на пирс, – только туда и можно было с нее попасть – я инстинктивно рванулся обратно к кораблю, соображая, как попасть на мостик. Кто-то остановил меня, удержав за плечо. С того мгновения, когда я услышал из каюты первые выстрелы зениток, прошло, вероятно, немногим больше минуты. Но «Ташкент» уже лежал на грунте левым бортом к причалу. И только потому, что гавань неглубока, над водой оставались орудийные башни, мостик и рубка, площадка зенитной батареи. На гафеле гротмачты трепетал, как живой, флаг...
Из воды выбирались вымазанные в мазуте люди…. Ревели сирены, возвещая запоздавшую воздушную тревогу. Прогремел еще один взрыв – в стороне нефтяного причала. Оглянувшись, я увидел столб дыма. Как оказалось, это взорвались торпеды на стоявшем там «Бдительном».
Вражеских самолетов над портом уже не было. Где-то дальше шел воздушный бой – наши истребители отгоняли фашистов...
Так враг, не справившийся с «Ташкентом» в открытом море, нанес ему смертельный удар у новороссийского причала... Лидер отбил столько вражеских ударов, и такой конец казался чудовищной нелепостью. И все-таки это было фактом: два прямых попадания бомб в неподвижный корабль решили его судьбу».
Ситуация действительно чем-то напоминала Перл-Харбор, причем не внезапностью нападения и потерями, а поведением руководства базы при получении информации о приближении неопознанных воздушных целей. Ведь и в Перл-Харборе, и в Новороссийске оператор РЛС обнаружил и своевременно доложил об угрозе, однако мер принято не было ни там, ни здесь.
Обнаруженная групповая воздушная цель оказалась 64 бомбардировщиками Ю-88 (из состава 77-й и 100-й авиационных эскадр) и 13-15 истребителями сопровождения (практически, авиагруппа авианосца). Самолеты внезапно вынырнули из-за туч и обрушили на базу и корабли около 170 бомб калибром 250-1 000 кг. Зенитчики «Ташкента» первыми в Новороссийске открыли огонь. Но отогнать врага от корабля они не могли, а «голубой крейсер» был одной из главных целей всей группы «юнкерсов». Это подтвердили на допросе немецкие летчики, которые выбросились на парашютах с бомбардировщика, сбитого нашими истребителями.
В результате налета были потоплены лидер «Ташкент», ЭМ «Бдительный», санитарный транспорт «Украина», несколько судов, были повреждены крейсер «Коминтерн», эсминцы «Незаможник» и «Сообразительный», СКР «Шторм» и «Шквал», ПЛ «Л-24», торпедный катер, транспорт и плав-док. При налете погибло 106 и ранено 164 военнослужащих. После удара немецкие самолеты удалились, потеряв на отходе всего три бомбардировщика.
Первая бомба разорвалась на пирсе около лидера, зато следующие две 250-кг – прямо в носовом машинном отделении, а еще две – в кормовой части «Ташкента». Было установлено, что «Ташкент» затонул примерно через сорок секунд (по другим данным – через 3-4 минуты) после попадания в него первой бомбы. Но многих турбинистов, котельных машинистов, трюмных, которых за минуту до налета видели на верхней палубе и даже на пирсе, гибель корабля застала уже во внутренних отсеках – на местах, определенных им боевым расписанием. По сигналу тревоги они явились на свои посты. И последние их мгновения стали еще одним примером дисциплины и самоотверженности, верности долгу. Моряки задраивали переборки, разбирали аварийный инвентарь, исполненные решимости бороться за жизнь корабля.
Глубина в месте гибели «Ташкента» составила 9,5-10,5 м, и корабль лег на грунт с креном 19 градусов на левый борт (в носу) и 21 градус (в корме). Из воды остались торчать артиллерийские башни главного калибра, носовая рубка, дымовые трубы.
Несмотря на воспоминания В.Н. Ерошенко, по одной из самых распространенных версий экипаж корабля был построен на пирсе для встречи представителей командования, – по одной из версий, должен был приехать С.М. Буденный для вручения гвардейского флага и наград. Этим и объясняется большое количество раненых среди экипажа. Из трехсот сорока четырех человек, числившихся на лидере на 2 июля (из них более сорока находилось в момент налета на пирсе и вообще вне корабля), семьдесят семь были ранены, а семьдесят шесть погибли.
Мы здесь не будем разбирать причины случившегося, для этого есть отдельные исследования, подведем только итог – выстояв в неравной четырехчасовой схватке с минимальными потерями, лидер «Ташкент» погиб от халатности и безответственности должностных лиц в собственной базе, и здесь уже от его экипажа ничего не зависело.
«Гибель «Ташкента» совпала с последними днями восьмимесячной обороны города-героя Севастополь, сковавшего, оттянувшего на себя огромные силы врага. И, наверное, не только у меня утрата родного корабля и оставление города, с которым долго были связаны все наши дела и походы, слились воедино», – говорит В.Н. Ерошенко. – «В моей жизни не было ничего тяжелее тех июльских дней сорок второго года. Но я говорил себе, что «Ташкент» погиб непобежденным».
Решением Военного совета ЧФ от 19 июля 1942 года начальникам аварийно-спасательного отдела и тыла флота было приказано демонтировать с «Ташкента» вооружение, а сам лидер поднять и отвести для восстановления в Поти. Орудия лидера предполагалось использовать для обороны Новороссийска, а одну 130-мм пушку установить на эсминце «Беспощадный». С «Ташкента» сняли артиллерию и торпедные аппараты, дальномеры и навигационное оборудование. Но в 1942 году судоподъемным работам постоянно мешала германская авиация, и подъем лидера пришлось отложить до лучших времен.
И они наступили, но только после освобождения Новороссийска.... Но эта другая история, и мы ее обязательно расскажем.
Прочитать об истории создания лидера "Ташкент" и его боевом пути вы можете ЗДЕСЬ1, ЗДЕСЬ2, ЗДЕСЬ3 и ЗДЕСЬ4.
Источники: Айзенберг, Б. Лидер Чёрного моря/ Б.А.Айзенберг, В.В.Костриченко.- Харьков: ВМИО «Фарватер».- 1998. - 80 с.; Афонин, Н. Лидер «Ташкент»/ Н.Н.Афонин// Мидель-шпангоут, № 15 – 2008. – 72 с.; Ерошенко, В. Лидер «Ташкент»/В.Н.Ерошенко - М.: Воениздат, 1966.- 232 с.; Качур, П. «Гончие псы» Красного флота. Лидеры Великой Отечественной. «Ташкент», «Баку», «Ленинград»/П.И.Качур — М.; Яуза; Коллекция; Эксмо; 2008. - 144 с.; Качур, П. Лидеры эскадренных миноносцев ВМФ СССР /П.И.Качур, А.Б.Морин - СПб.: Остров, «ЛеКо».- 2003. - 240 с.; Муру, Н. Гибель и подъем лидера «Ташкент»/ Н.П.Муру// Гангут, № 37- 2006.- с.98-105.
Если хотите еще больше материалов по военно-морской тематике - приглашаем вас на новый ресурс проекта Navygaming, на канале "История флота - история кораблей/Navygaming", https://sponsr.ru/navygaming_s , имейте ввиду - доступ не для всех, по подписке, как говорит Гоблин, "для состоятельных парней", )). Материалов там пока мало, так как нет читателей, но будет спрос - будет и предложение.
Подписывайтесь, ставьте лайки, кто желает - может и помочь, кнопка ниже; впереди еще много новинок: