Найти тему
STEREOTEST

Самые лучшие акустические системы в мире или наш ответ Westlake.

Magico M9, Wilson Audio WAMM Master Chronosonic (скоро смотрите на нашем канале обзор wilson audio alexx v), MONTANA Master Reference III, LEGACY AUDIO Valor, MARTIN LOGAN Neolith, Westlake tower sm-1, Living Voice Vox Olympian ( в комментариях дополните список!) этот список думаю знает каждый аудио любитель интересующийся тенденциями развития High End акустических систем. Сегодня мы хотим дополнить данный список Российскими акустическими системами STEREOTEST Indominus. В нашей стране вопреки некоторым мнениям имеется и инженерный состав и материально техническая база для создания таких эксклюзивных и высокотехнологичных изделий, как акустические системы класса Top High End. Русские аудиофилы зачастую более требовательны к качеству звучания (это было не раз доказано на групповых прослушиваниях во Франкфурте), чем европейские или американские, это обуславливается национальным генотипом и богатой музыкальной культурой народов проживающих на территории России. На наш взгляд акустика настроенная российскими инженерами, ни чем не будет уступать зарубежной (особенно азиатской) в качестве звучания.

Акустические системы STEREOTEST Indominus.
Акустические системы STEREOTEST Indominus.

История создания STEREOTEST Indominus началась 2016 году, когда один уважаемый человек, меломан, коллекционер аудио Аппаратуры из солнечного Города Сочи, уже начал терять интерес к своему хобби. Вроде бы уже основные винтажные топы собраны, представители прогрессивного «новодела» тоже имеются, но уже ничего не радует.

В одной аудиосистеме нравится живой натурализм и воплощение образов в помещении, но нет достойного баса и ультра ВЧ, в другой с басами все хорошо, но звук привязан к колонкам, в третьей - фантастически воздушная атмосфера, но опять какие-то косяки в нижней части и тд. Долгие поиски и советы знатоков привели к топовым High End акустическим системам Westlake tower sm-1, и как раз представилась возможность их послушать. При прослушивании Westlake tower sm-1, конечно был и восторг и впечатление! Акустика действительно сбалансированная, живая, и перекрывает большинство запросов, но нашему искушённому коллекционеру-меломану и мне как разработчику, все-таки виделись моменты, которые можно исправить, или улучшить. А внешний вид Westlake показался непритягательным и ни как не соответствовал современным тенденциям.

Westlake tower sm-1
Westlake tower sm-1

После долгого обсуждения и анализа конструкции было получено техническое задание на разработку акустических систем, по размерам и масштабу, аналогичным Westlake, только в эксклюзивном дизайне и с применением современных передовых технологий.

Динамики.

Начнём снизу вверх. В топовых Westlake tower sm-1 стоят два 18’ НЧ Динамика TAD TL-1801, такие динамики у нас в компании были в наличии, ранее на них уже собирались разные конструкции. Данные головки изначально разработаны для профессионального применения и рассчитаны на высокое звуковое давление и подводимую мощность. TAD TL-1801 имеют достаточно «тугую» подвижную систему и довольно большой зазор в магнитной системе, что обуславливает их надежность в жестких профессиональных условиях. Также мне не нравится диффузор, который пропитан влагоотталкивающим составом, который увеличивает плотность поверхности диффузора.

-3

TAD TL-1801
TAD TL-1801

Раньше мы использовали эти и подобные динамики (например, TAD TL-1601a, JBL LE-15A, Altec Lancing 515, FOSTEX W400A и другие) с профессиональными корнями в проектах, где большие помещения, где довольно далеко расположена точка прослушивания и требуется высокое звуковое давление. На малой громкости, подобные динамики звучат плоско, когда на них поступают небольшие токи от усилителя, их тяжелые голосовые катушки просто неспособны продавить жесткие подвесы, соответственно звук «дубовый» без деталей, все под одну гребёнку, хотя характеристическая чувствительность высокая и соответствует заявленной. Добавляем мощности от усилителя, до рабочего уровня, когда подвесы «разминаются» и входят в режим эластичности, звук-то что надо! Вах! Но громкость уже такая, что точка комфортного прослушивания может достигать более 5-8 метров, кстати, отсюда, и пошёл миф, что большие динамики для больших помещений.

Westlake SM-1 оригинальная модель, Westlake SM-1 Tower по сути тоже самое, только в вертикальном корпусе. Под заказ, в компании Westlake возможно купить варианты этих акустических систем на динамиках JBL. что будет немного дешевле, чем вариант на динамиках TAD.
Westlake SM-1 оригинальная модель, Westlake SM-1 Tower по сути тоже самое, только в вертикальном корпусе. Под заказ, в компании Westlake возможно купить варианты этих акустических систем на динамиках JBL. что будет немного дешевле, чем вариант на динамиках TAD.
Westlake SM-1 на динамиках TAD ценятся среди аудиолюбителей больше чем вариант на динамиках JBL.
Westlake SM-1 на динамиках TAD ценятся среди аудиолюбителей больше чем вариант на динамиках JBL.
Низкочастотные динамики TAD 1801 до сих пор считались лучшими для контрольного воспроизведения баса средней\дальней зоны в студиях звукозаписи.
Низкочастотные динамики TAD 1801 до сих пор считались лучшими для контрольного воспроизведения баса средней\дальней зоны в студиях звукозаписи.

В связи с этим, нами было принято решение разработать собственные 18’ динамики, конструкция предполагалась простая, классическая, но оптимизированная именно для задач High End Audio. Стандарт был принят на основе 4’ катушек и 220мм магнитов - аналогичных тем, что применяет TAD, JBL и так далее. Вариант на 3` катушках, который исповедовали Altec Lancing и их вариации от Wolf von Langa, GOTO, Maxonic и тд. был отброшен. У нас была задача получения баса 20 гц - 3дб, с максимальным демпфированием магнитной системой и высоким BL (силой вырабатываемой системой магнит + голосовая катушка). Катушки диаметром 3` и магниты для них не смогут обеспечить достаточной энергии и достаточного уровня демпфирования на низкой частоте.

Высокотехнологичная звуковая катушка STEREOTEST намотанная на высокотемпературном каркасе с нишей под провод. Провод из бескислородной меди прямоугольного сечения намотан изнутри каркаса заподлицо.
Высокотехнологичная звуковая катушка STEREOTEST намотанная на высокотемпературном каркасе с нишей под провод. Провод из бескислородной меди прямоугольного сечения намотан изнутри каркаса заподлицо.

Катушки 4’ были изготовлены по аналогии тем, что мы устанавливаем в наши 15’ динамики серии STEREOTEST 300 ГДН, намотка плоским медным проводом на ребро изнутри каркаса. Диффузор использовался бумажный с концентрическими рёбрами жесткости, наподобие тех, что производили JBL в 70-е годы, только наша целлюлоза менее плотная, при той же жесткости, это получилось благодаря современным методам контроля производства диффузоров и лучшему качеству исходного сырья, а также волокнистым наполнителям.

Низкочастотный 18` динамик STEREOTEST 400GDN-45F
Низкочастотный 18` динамик STEREOTEST 400GDN-45F

С мягкими подвесами пришлось повозиться, если его делать из ППУ, резины, то он, да, будет нужной мягкости, но у него не будет поперечной жесткости, что при больших амплитудах хода диффузора приведёт к расцентровки подвижной системы. Существующие тканые подвесы для профессиональных динамиков были очень жесткими, и ни как размягчить их не удавалось - они теряли упругость. Тогда было принято решение изготовить пресс-форму для абсолютно нового подвеса. После всех расчетов и экспериментов, были изготовлены текстильные подвесы пильчатой формы (такая форма чрезвычайно стабильна в поперечной плоскости) со специальным плетением низкой плотности, для уменьшения потерь на трение в подвесе, но такой подвес получился акустически прозрачным, поэтому мы применили «не сохнущую пропитку» закрывающую поры в плетении ткани. Центрирующие шайбы мы изготовили, также по аналогии с серией STEREOTEST 300 ГДН из материала Nomex. В новом 18’ динамике пересчитали профиль шайбы и пропиткой увеличили поперечную жесткость, мягкость подвеса и шайбы сделали такими, чтобы Vas (эквивалентный объём воздуха) подходил для планируемых корпусов нашего проекта. Для повышения энергии в магнитной системе, в сравнении с теми же TAD TL-1801 мы сделали максимально узкий зазор, что помогло добиться индукции 1.38 Тесла, против 1.18 Тесла у TAD. В итоге получились великолепные динамики способные играть с самых нижних нот при любых подводимых мощностях и на любом уровне громкости! Сравнительные прослушивания наших СТЕРЕОТЕСТ 400ГДН-45Ф, TAD TL-1801, JBL 2245H и Great Plains 3183 (New Altec Lancing) это доказали. Все испытуемые, кроме 400 ГДН-45Ф, при понижении громкости «схлопывали» звуковую картину и превращали звук в безликую субстанцию, лишённую рельефа и динамики. При прослушивании с частотой среза 500 Гц, STEREOTEST 400 ГДН-45Ф держался довольно ровно, а TAD TL-1801, начинал нижнюю середину превращать в кашу. На частотах 200-500Гц хорошо отыграли Great Plains 3183, но в нижнем басу они сильно уступали, а нас интересовал именно нижний бас.

Эксклюзивный "пильчатый" верхний подвес динамика STEREOTEST 400GDN-45F
Эксклюзивный "пильчатый" верхний подвес динамика STEREOTEST 400GDN-45F
Для тестирования своих динамиков STEREOTEST 400ГДН-45Ф мы использовали корпусы студийной акустики маэстро и прародителя Westlike - Сёдзо Киношиты.
Для тестирования своих динамиков STEREOTEST 400ГДН-45Ф мы использовали корпусы студийной акустики маэстро и прародителя Westlike - Сёдзо Киношиты.

Вся основная информация, средние частоты в Westlake воспроизводятся двумя рупорами, раздел между ними находится в нежелательной, ответственной зоне (3.2кГц), что нельзя не заметить при прослушивании - образам нахватает целостности и слитности. Мы решили не допускать подобных ошибок, применив один большой рупор на среднечастотный диапазон. Наш рупор разработан на основе TAD TH-4001, мы понизили его частоту раздела с 650 до 500Гц, убрали острые углы в устье рупора, угол раскрытия переходника рупора подогнали к углу раскрытия компрессионного драйвера, поверхности переходника рупора и самого рупора отполированы, для снижения сопротивления воздуха. Рупор STEREOTEST настроен таким образом, что дает линейную характеристику (+\-1.5дб) во всем ответственном для слуха человека диапазоне частот 500-10000Гц и не требует никакой коррекции фильтрами и настройками усилителей. Нижний рупор в Westlake работает от 800 Гц и переход от диффузорного динамика прямого излучения чувствуется гораздо ощутимее, чем в нашем случае при разделе 500 Гц.

Westlake SM-1 Tower 5-ти полосная акустика с частотами раздела: 200, 800, 3200, 10 000 Гц
Westlake SM-1 Tower 5-ти полосная акустика с частотами раздела: 200, 800, 3200, 10 000 Гц
В качестве компрессионного драйвера для нашего рупора STEREOTEST использовали SONY SUP -T11G.
В качестве компрессионного драйвера для нашего рупора STEREOTEST использовали SONY SUP -T11G.

400 ГДН45-Ф конечно отлично играют до 500 Гц и выше, но их диффузор всё-таки тяжеловат для стыковки с рупором и не может давать такую детальность как рупор в диапазоне 200-500 Гц. Поэтому было решено на этот достаточно узкий, но ответственный диапазон включить специализированный динамик. Возможно несколько вариантов таких Динамиков, опишу подробнее в другой раз. Если кратко, то главное, чтобы этот динамик имел максимально возможную отдачу, как можно ближе к рупору СЧ, легкий диффузор и бодрую магнитную систему ... Диапазон его воспроизведения настолько узкий, что при включении /выключении на слух не чувствуется никаких провалов - чувствуется только снижение энергетики в музыке.

Слева TAD-TL-1801, справа STEROTEST 400ГДН-45Ф
Слева TAD-TL-1801, справа STEROTEST 400ГДН-45Ф

Выше 10 кГц, SONY SUP-T11 в нашем рупоре играет отлично, но снижается направленность и увеличивается неравномерность АЧХ выше 15 кГц - сказывается малая длинна волны частот выше 10-15 кГц, поэтому на этот диапазон было принято решение установить Твитер. Проводились эксперименты с разными твитерами, можно целую статью написать, если вкратце, то есть достойные модели из доступных к покупке, но они не совсем подходили. В нашу концепцию фазолинейной четырех полосной акустической системы пришлось изготавливать мини компрессионный драйвер. Прежде всего, это было продиктовано тем, что мы создали ВЧ рупор для работы в синергии с СЧ рупором, к которому не подходят твитеры с кольцевыми диафрагмами.

High End акустические системы STEREOTEST Indominus - ВЧ и СЧ рупоры работают как единое целое и на слух не локализуются.
High End акустические системы STEREOTEST Indominus - ВЧ и СЧ рупоры работают как единое целое и на слух не локализуются.

ВЧ рупор STEREOTEST был разработан с учётом направленности и характеристик нижнего большого Рупора, так чтобы с повышением частоты насколько это возможно не падала направленность высоких частот. ВЧ твитер в Westlake tower sm-1 и другой акустики с применением супертвитеров типа JBL 075, JBL 077, JBL 2403, JBL 2405, Fostex T925A, Fostex T500A на слух хорошо локализуется из-за плохой стыковки с СЧ рупором, это объясняется неточной фазировкой и применением кольцевой диафрагмы с телом венте в твитере.

Акустика STEREOTEST Indominus имеют фазолинейную конструкцию, все акустические центры динамиков были оптимально расположены в пространстве и только потом проектировался корпус - именно это и послужило причиной такого эксклюзивного акустического дизайна.
Акустика STEREOTEST Indominus имеют фазолинейную конструкцию, все акустические центры динамиков были оптимально расположены в пространстве и только потом проектировался корпус - именно это и послужило причиной такого эксклюзивного акустического дизайна.

Корпус.

Главной особенностью STEREOTEST Indominus, стал так называемый «биодизайн». Акустические системы кому-то напоминают статуи с острова Пасхи, а кому-то вселенную «Чужих» Ридли Скотта. Такой дизайн продиктован минимизацией дифракции от довольно широкой передней панели, а главное, зоны возле рупоров являются продолжением самих рупоров. На границе устья рупора цилиндрическая звуковая волна трансформируется в сферическую и если в этом месте будут острые углы, ступени, то будет происходить так называемый «срыв звуковой волны». Отдельного внимания заслуживает дефлектор вокруг ВЧ рупора он создаёт оптимальное диффузное поле, что способствует полной акустической интеграции высокочастотной составляющей в общее звуковое поле. В данном акустическом дизайне учтена фазировка всех полос - углубления под динамики спроектированы так, чтобы все динамики идеально были сфазированны.

STEREOTEST Indominus обладают уникальным современным дизайном и будут являться центром притяжения в любом интерьере.
STEREOTEST Indominus обладают уникальным современным дизайном и будут являться центром притяжения в любом интерьере.

Производство корпусов началось с передней панели, она цельная из склеенных слоёв специальной пропитанной фанеры, размеры передней панели 225см х 62см, при толщине 17см. За фрезеровку такой громадной панели отвечал ЧПУ робот «Рука кука». На данный момент в мире нет, ни одной цельно фрезерованной подобного размера передней панели для акустических систем! Это связано с технологическими сложностями при производстве и высокой стоимостью изделия. На производство только пары передних панелей ушло 6 месяцев, плюс остальной корпус - 2 месяца, покраска заняла ещё 3 месяца. Покрытие корпуса и передней панели многослойный рояльный лак, после покрытия каждого слоя - полировка, все эти работы были осложнены большим весом корпусов, пришлось изготавливать специальный транспортёр, чтобы корпусы перемещать из покрасочной камеры в цех полировки и обратно. Внутри Корпусы снабжены сетью переборок, которые настраиваются через технологический люк в задней панели. Вес одного корпуса с рупорами получился 192 кг, далее изнутри корпусы были обработаны специальным демпфирующим материалом по 63 кг на каждую колонку и вес динамиков по 65 кг на колонку.

Данная фотография позволяет оценить масштаб акустических систем STEREOTEST Indominus, мой рост 187 см, высота потолка в помещении 295см.
Данная фотография позволяет оценить масштаб акустических систем STEREOTEST Indominus, мой рост 187 см, высота потолка в помещении 295см.

Каждая из четырёх полос по всем измерениям имеет абсолютно ровную частотную характеристику (максимальное отклонение +\-1.5дб), линейную фазовую характеристику и предсказуемый импеданс, поэтому не нужна ни какая коррекция, и можно применить простой активный кроссовер с фиксированными точками раздела без перехлеста характеристик.

Звук.

При тестовых прослушиваниях оказалось, что акустика совершенно не требовательна к усилению. При мультиампинге, когда усилитель работает на свою узкую полосу, он работает в облегчённом режиме и даже недорогие усилители с характерным окрасом теряли этот окрас при работе в узкую полосу. Конечно, с такими АС недорогой усилитель никто применять не будет, но это свойство может помочь подобрать усилители, например, в режиме «А», или с низким демпферфактором, играющие очень хорошо ВЧ, СЧ, но не имеющие запаса по току, чтобы воспроизвести корректно бас.

Несмотря на идеальную стыковку с простыми активными аналоговыми кроссоверами STEREOTEST Indominus, возможна модификация акустики с пассивным кроссовером - бивайринг/биампинг.

В представленной системе в видео ролике на Ютьюб STEREOTEST Indominus работают с глубоко переработанным аналоговым кроссовером Sony\Esprit TA-D900 (заменены все детали на современные аудиофильские). На ВЧ, СЧ и мидбас, работают оконечные усилителями собранные по схеме Нельсона Пасса на V-Fet транзисторах Sony в режиме «А» в корпусах от усилителей Sony TA-N902, на бас работают модифицированные профессиональные усилители Sony SRP-P500 работающие в классе «AB».

Я думаю Stereotest Indominus должны быть включены в списки самых выдающихся акустических систем мира!
Я думаю Stereotest Indominus должны быть включены в списки самых выдающихся акустических систем мира!

Звук акустики получился фантастическим, как и внешний вид! Все звуковые объекты материализуются в помещении прослушивания, нет ощущения, что звук исходит из этих «Монстров», звучит пространство, кажется, что динамики не работают, а музыканты расположились в помещении перед колонками. Любая, даже хорошо известная композиция воспринимается как живое концертное выступление, эффект материализации максимальный! В любой композиции появляется сюжет и смысл, о котором раньше не было подозрения, музыку стало слушать невероятно интересно! Всем наверно интересно, какой бас... бас с сумасшедшим масштабом, размеры всех барабанов реальные, причём на самых малых уровнях громкости, ощущения масштаба, атаки и глубины баса не теряется. Теперь необязательно включать громко, чтобы ощутить себя на многотысячном рок концерте, все прорисовывается и ощущается телом даже на самой малой громкости! Ну а если поддать ... то покажется, что волна Звука может сбить с ног!

STEREOTEST Indominus мультиампинговые акустические системы, но возможно применение  и с пассивным кроссовером (заказывается отдельно). Возможно применение активных аналоговых и цифровых кроссоверов. В кроссовере не требуется никаких коррекций, DSP обработок, задержек, настроек фазы и прочих внесений изменений в аудиосигнал! На фото тестовое прослушивание с авторскими усилителями на базе корпусов и транзисторов (V-Fet транзисторы) от винтажных усилителей Sony.
STEREOTEST Indominus мультиампинговые акустические системы, но возможно применение и с пассивным кроссовером (заказывается отдельно). Возможно применение активных аналоговых и цифровых кроссоверов. В кроссовере не требуется никаких коррекций, DSP обработок, задержек, настроек фазы и прочих внесений изменений в аудиосигнал! На фото тестовое прослушивание с авторскими усилителями на базе корпусов и транзисторов (V-Fet транзисторы) от винтажных усилителей Sony.