Дисклеймер: Статья - это единственный естественный путь, чтобы жить в гармонии с жизнью. А чтобы жить в гармонии с Богом, мы должны жить в гармонии с жизнью. У нас нет выбора. А о чем еще мы забыли? Мы забыли о том, как лить воду, использовать субъективное мнение, делать постмодернистские дисклеймеры. О том, чтобы позволить автору любить бессмысленные отступления и даже не удалять их. Мы забыли о том, что имеем право перестать читать, если нам опостылела статья…
Удивительным образом в мире, где что угодно, хорошее или плохое, может стать громким инфоповодом, "Молодой папа" со всей его на первый взгляд скандальной тематикой вообще не прогремел, во всяком случае, в русском мире. Пару месяцев после выхода мелькали скрины с подписями о том, какой шикарный в сериале видеоряд, а потом он канул куда-то в небытие. Мне этого не понять никогда, как, например, не понять, почему из каждого утюга не трубили про "Тьму" (приплетаю как могу, кто еще не читал - вам сюда).
Немного о других обзорах "Папы"
Неописуемо уморительны почти все те материалы, которые я мельком видел по заголовкам, пока гуглил некоторые необходимые картинки и факты. Я же очень долго готовлюсь к статьям, если вы не знали, поэтому они так редко выходят! Так вот, подавляющее большинство рецензий, разборов и прочего на "Молодого папу" представляют собой какое-то отдельное наслаждение для ценителей человеческой идиотии. "Психологический разбор", "Как сериалы влияют на современную церковь", "Искусство и история в сериале" и мое любимое, очень советую вам в качестве юмористического чтива на ночь - статья "Период первого инфаркта" в несомненно очень уважаемом и влиятельном журнале "Искусство кино". Если вы вдруг быдло, то чтобы обозначить, насколько журнал влиятельный, скажу, что главный редактор у него сейчас Антон Долин (а это, если вы прямо настолько быдло, НУ ОЧЕНЬ уважаемый персонаж) и еще там вышла самая псевдоинтеллектуальная и самая бессмысленная статья по "Топям" (тык на мою собственную статью)- идеальный пример того, как грамотно подлизать, при этом не оставив никому возможности тебя в этом уличить.
Не буду, конечно, пересказывать всю ту статью, но вот вам пара анекдотических высказываний. "К сожалению, лишь поначалу виден замах на эпическое высказывание о современном католицизме", "переживает смерть друга, будто все предыдущие сорок семь лет никогда со смертью не сталкивался" (удивительно, смерть ближайшего друга может произвести впечатление в любом возрасте), "Даже если он не имеет никакой экзистенциальной обеспеченности (как это было у Пазолини, Скорсезе, Кавани в их столкновениях с католицизмом)" и, разумеется, мой фаворит, финал, который абсолютно никак не привязан к сериалу или вообще хоть чему бы то ни было:
Ведь вся «длина» «Молодого папы» базируется, к сожалению, на заведомой логической ошибке: «Я не обязан доказывать существование Бога. Это вы мне попробуйте докажите, что его нет. А если не можете, значит, есть». Инвектива недоучитывает не только кота атеиста Шрёдингера, но и бритву францисканского монаха Уильяма Оккама. Зачем множить сущности без крайней на то необходимости? Почему только «да» или «нет»? Где равноправное «не знаю»?
Если вы ничего не поняли, не волнуйтесь, это нормально. Всю статью нам на языке высоколобых снобов пытаются сказать, будто бы "Молодой папа" - скетч-шоу для развлечения с красивой картинкой, без какого-либо вложенного смысла. Разбирать приведенные там "аргументы" я, конечно же, не буду, хотя спорить с пастой это безусловно старинная русская традиция. Но уж не с пастой 2017-го года точно. Поговорим лучше о том, что я нашел в этом сериале и почему его действительно стоит увидеть самому.
Хиханьки хаханьки
Займемся сначала развлекательной стороной "Пап" (названия немного путают, но по факту "Новый папа" - просто второй сезон "Молодого"), поскольку она, наверное, заинтересует большее количество людей, чем мое рассуждение о смыслах.
- С операторской работой, да и вообще всем, что связано с визуальной частью (я в "Искусстве кино" рецензии не пишу, умного термина не знаю), настолько очевидно все хорошо, что я считаю излишним даже это комментировать.
- Герои, которые клишированы и типизированы ровно в той мере, чтобы затем с максимальным эффектом и удобством разрушать созданный привычный образ: хитрый интриган Войелло, обладающий огромной властью, ухаживает по вечерам за отсталым ребенком; набожная и целомудренная Эстер весь второй сезон через ряд уступов извращает собственную веру до неузнаваемости; и конечно, консервативный, непримиримый и самоуверенный папа Пий XIII проходит через такие метаморфозы, после которых вряд ли остается тем же самым человеком. А если ходить не за столь далеко идущими и осмысленными примерами, сестра Мэри - образец чистой монашки, доброй, сострадательной и соблюдающей все обряды, - в качестве пижамы использует футболку "I'm a virgin. But this is an old shirt".
- Невероятно искусное чередование комических эпизодов с сюжетными или просто лирическими. Минуту назад вы смеялись над тем, как кардинал Войелло пытается узнать у святого, выиграет ли "Наполи" трофеи в этом сезоне, а сейчас уже рыдаете на похоронах персонажа, чья смерть произошла в той же самой сцене. Нельзя сказать точно даже какое именно ощущение или атмосферу оставляют после себя серии - настолько в равной, не противоречащей друг другу пропорции здесь смешаны юмор и серьезность, легкомысленная пародия и внезапные проницательные рассуждения.
- Совершенно непредсказуемое сочетание несочетаемого. В первом сезоне Пий XIII наряжается в парадные одежды под "I'm sexy and I know it", во втором кардиналы внезапно собираются на конклав под какую-то африканскую традиционную музыку. В "Новом папе" вообще может произойти что угодно, взять хоть опенинги, все разные для десяти серий, где монашки танцуют эротические танцы у неонового креста, а Джуд Лоу идет по пляжу в одних плавках, заставляя падать в обморок красоток (это не оборот речи, это буквально происходящее в опенинге).
И под конец будто бы нужно немного рассказать о сюжете. Ленни Беллардо, первый американский Папа, был избран в качестве марионетки для влиятельных кардиналов, в особенности государственного секретаря Ватикана - кардинала Войелло. Но в качестве Папы Ленни, он же теперь Пий XIII, оказался наиболее консервативным за всю новейшую историю - он едва ли не вернулся к позициям средневековья по вопросам абортов, гей-браков, прочих вещей, ставших в современности нормальными, и отказался появляться на публике. Насколько изменится его позиция после многих испытаний и чем все это обернется для церкви? Второй сезон имеет еще более простой сюжет, который я даже не буду пытаться описать, настолько он не важен. Здесь нужно только предупредить, что о настолько не важен, что к концу низводится до настолько карикатурного, абсурдного финального поворота, который в других обстоятельствах можно было бы назвать провальным. Основой конфликт, во всяком случае внешний - угроза исламских фанатиков-террористов, - по итогу обращается в полнейший фарс, но "Папы" в первую очередь притча, а в притче логику не ищут.
У меня есть мысль и я ее думою
Во времена господства подчеркнуто бессмысленного и бездумного контента, наверное, закономерно, что другая сторона медали, созданная "интеллигенцией", превратилась в еще более карикатурное поклонение мнимому смыслу, такому же акцентированному и такому же пустому по своей сути. И стоит вам проявить недостаточную заумность речи, недостаточно явно выразиться или просто не совпасть с ожиданиями критиков, как клеймо несерьезности налепится мгновенно. Это ведь ужасно, как сериал о Папе Римском может не быть "эпическим высказыванием о католицизме" и не вступать в спор с католицизмом напрямую?!
Может быть, для кого-то это станет шоком, но можно оставаться серьезным и без монокля в глазу, бокала вина в руке и надменной обличительной речи на устах. Можно говорить простые речи, можно сделать финальную проповедь Пия XIII "абсолютно пустой" и оставаться при этом куда более глубоким сериалом, чем те, которые настырно, настойчиво пытаются в каждой реплике показать свою интеллектуальность. Потому что не существует некой абстрактной "нетривиальной мысли" в вакууме, нет такой идеи, от которой ахнет каждый, будучи она просто пересказана. Форма, определяющая процесс постижения идеи, делающая путь к цели более или менее извилистым, решает все. И если последняя проповедь Ленни кажется пустой, то уж точно не людям, которые собрались на площади Сан Марко, чтобы впервые услышать его искренние, полные теплоты слова. И если для умненького рецензента за экраном его монитора посыл "Улыбайтесь, господа, улыбайтесь" остается пустым пафосом и хорошо известной истиной, то для католиков всего мира, несколько лет подряд отвергаемых Папой, услышать такое бесценно.
Я говорил не так много о втором сезоне (о "Новом папе") просто потому, что он идейно продолжает первый, еще сильнее выкручивая все достоинства и недостатки. И именно на его примере становится понятно, насколько на самом деле главенствует в сериале мысль, идея, стремление к чему-то непознаваемому. Забавно, но сериал, который вроде как должен ощущаться не слишком праведным, в итоге приводит вас к мысли о познании, о высших силах и всем прочем. Это не означает, будто бы вас принудят верить в Бога или хоть как-то будут пытаться это сделать. Просто желание размышлять - неотъемлемый и, возможно, важнейший признак любого хорошего произведения.
Вывод
"Папу", наверное, можно не очень сильно полюбить. Кому-то покажется примитивным сюжет, кого-то не удовлетворит качество мыслей, кому-то, может быть, хочется более жесткой сатиры на католичество. Все это, в конечном счете, субъективно. Важно лишь то, что не получить удовольствие во время просмотра сериала практически невозможно. И уже это как минимум - весомый повод его посмотреть, а дальше решать самому.