1.Общие положения
1.1.Положение об организации, формах и объёме домашней работы учащихся (далее – Положение) определяет основные требования к организации домашней работы учащихся школы, регламентирует цели, задачи, вид, объём, содержание домашних заданий учащихся 2-4-х классов и формы контроля за их выполнением.
1.2.Настоящее Положение составлено на основе нормативных документов:
- ст. 28, 41, 42 Федерального закона №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
- ФГОС НОО (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 г. №373),
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях",
- Основная образовательная программа начального общего образования МКОУ « Михайловская СОШ №1»
1.3. Домашняя работа является неотъемлемой частью образовательного процесса, формой внеаудиторной учебной работы учащихся по выполнению заданий, полученных от учителя или по собственному выбору во внеурочное время, которая предполагает самостоятельную организацию, планирование и выполнение работы.
1.4. Домашняя работа отличается от аудиторной следующими особенностями:
- протекает без непосредственного руководства со стороны учителя;
- выполняется во внеурочное время, поскольку является внеаудиторной;
-задания для работы могут быть определены не только учителем, но и самим учащимся;
- значительный временной интервал на выполнение заданий;
- больший, чем в школе арсенал информационных источников, которыми может воспользоваться учащийся;
- самостоятельная организация учащимся собственной деятельности;
- возможность помощи компетентных взрослых из числа старших членов семьи и пр.
1.5. Домашняя работа учащихся связана с разными компонентами структуры образовательного процесса: учебным процессом, дополнительным образованием, социально-творческой деятельностью учащихся и их самообразованием тематически и посредством единых целей, способов деятельности.
2.Функции, цели, задачи и домашней работы
2.1. Определение целей и задач домашней работы учащихся основывается на понимании её функций.
2.2. Основные функции домашней работы:
- усвоение и закрепление учебного материала;
- повышение качества предметных результатов учащихся;
- формирование и развитие навыков самостоятельной работы (универсальных учебных действий);
- формирование и развитие навыков самостоятельной творческой деятельности;
- формирование и развитие навыков самообразования.
2.3. Основные цели домашней работы учащихся:
- усвоение материала учебных программ,
- закрепление пройденного материала,
- повышение прочности предметных умений,
- углубление изученного материала,
- создание условий для проявления и развития самостоятельной деятельности учащихся,
- создание условий для развития творческой (проектной, исследовательской) деятельности учащихся,
- создание условий для построения индивидуального образовательного маршрута учащегося.
3.Домашнее задание
3.1.Домашнее задание – инструмент управления домашней учебной работой учащихся, определяющий её параметры: цели, степень обязательности, способы выполнения, степень индивидуализации, самостоятельности, сроки выполнения, объём, учебное содержание, источники, формы работы с материалом.
3.2.В школе используются разные виды домашних заданий:
- обязательные – домашние задания одного и того же содержания, обязательные для выполнения всеми учащимися класса, субъектом определения которых является учитель;
- фронтальные - домашние задания одинакового содержания, предлагаемые всем учащимся класса одновременно;
- индивидуальные - домашние задания для отдельных учащихся, учитывающие их индивидуальные особенности и уровень сформированности познавательных мотивов;
- дифференцированные - домашние задания, которые ориентированы на разные уровни овладения предметным содержанием (базовый, повышенный, творческий);
- опережающие - домашние задания, предшествующие изучению новой учебной темы;
-рекомендованные - домашние задания, рекомендованные учителем, но выполняемые только по желанию учащегося;
- творческие - домашние задания, в результате которых ребенок создает собственный текст культуры, который не сводится только к речевому акту, в этом качестве могут рассматриваться любые знаковые системы: речевые тексты (устные, письменные на разных носителях), результаты практических заданий, связанных с моделированием, действиями с предметами, окружающими ребенка в повседневной жизни;
- инициативные - домашние задания, субъектом определения которых являются сами ученики (отдельный учащийся, группы или класс в целом), а учитель одобряет это задание, помогает его оформить, инструктирует, консультирует, чтобы сделать работу рациональной и полезной,
- интегрированные - домашние задания, для выполнения которых учащиеся привлекают содержание разных учебных предметов,
- отсроченные - домашние задания, срок выполнения которых обусловлен объёмом и содержанием выполняемой работы и может составлять от недели до нескольких месяцев
.
4.Основные требования, предъявляемые к объему и содержанию домашних заданий
4.1. СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы» устанавливают обучение детей в 1 классе с соблюдением следующего требования – обучение осуществляется без домашних заданий и балльного оценивания знаний обучающихся.
4.2. Домашние задания не задаются обучающимся начальных классов – на выходные дни, всем обучающимся– на каникулярное время.
4.3. В Письме Минобразования РФ от 22.02.1999 No 220/11-12 «О недопустимости перегрузок обучающихся начальной школы» указано, что домашние задания даются обучающимся начальной школы с учётом возможности их выполнения в следующих пределах: во 2 классе – до 1,5часа, в 3-4 классах – до 2 часов. При этом учитываются индивидуальные психофизиологические особенности детей.
4.4. Перегрузку обучающихся могут вызывать:
- чрезмерно большое домашнее задание;
- чрезмерно трудное домашнее задание;
- несформированность у обучающихся умений, необходимых для выполнения определённого вида задания.
Основная причина перегрузки – объём домашних заданий, не согласованный с заданиями по другим предметам.
4.5. Время, затраченное на выполнение задания по одному учебному предмету, не должно превышать во 2 классе – 20 минут, в 3 и 4 классах – 30 минут.
4.6. Объём домашней работы не должен превышать 30% объёма работы, выполненной в классе.
4.7. Задания, помеченные особым значком повышенной сложности (*), на дом не задаются.
4.8. Домашнее задание по каждому предмету должно быть строго регламентировано по объему и согласовано с заданиями по другим предметам
№п/п
Учебный
предмет
2 класс
3 класс
4 класс
1
Математика
Задача или
2 столбика примеров
Задача или
3 столбика
примеров, но не
более 16 примеров
Задача и
2 выражения, или 2 задачи, или задача
и 4 примера
2
Русский язык
15 - 17 слов
упражнение для
домашней
работы может
включать не
более одного
дополнительного
грамматического
задания
25 - 28 слов
упражнение для
домашней
работы может
включать не более одного
дополнительного
грамматического
задания
35 - 37 слов
упражнение для
домашней работы
может включать
не более одного
дополнительного
грамматического
задания
3
Литературное чтение
не более 1-1,5
страниц
не более 2–2,5
страниц
не более 3–3,5
страниц
4
Окружающий мир не более 1 –1,5 страниц, включая иллюстрации
не более 2–2,5
страниц, включая иллюстрации
не более 3 –3,5
страниц, включая иллюстрации
4.9. По своему содержанию домашние задания могут быть связаны с материалом одного или нескольких уроков. Они могут включать в себя (как дополнительные задания или как часть основного задания) повторение ранее изученного. В качестве домашних заданий могут быть упражнения типа усложненного списывания со вставкой (букв, частей слова, целого слова), расстановкой и объяснением пропущенных знаков препинания, а также разные виды грамматического разбора.
4.10. Младшим школьникам можно предлагать дифференцированные домашние задания, предполагающие выбор задания по своим силам и интересам. Сохраняя основное содержание домашнего задания, можно частично индивидуализировать его цель, объем, способ выполнения.
4.11. Непременным условием успешного усвоения обучающимися программного материала является подготовка школьников к выполнению домашней работы, руководство ею со стороны учителя.
4.12. Сообщение домашнего задания должно сопровождаться необходимым для школьника инструктажем, включающим информацию о его содержании, форме представления результатов, сроках выполнение, критериях оценки.
4.13. Работу по формированию умений выполнять задания, включенные в домашнюю работу, необходимо проводить на уроке.
4.14. В помощь обучающимся учитель может предлагать памятки по выполнению определенных видов домашней работы (как правильно решать задачу; как учить наизусть стихотворение; как подготовить план пересказа; как выполнять работу над ошибками и др.).
4.15. Учитель обязан ознакомить родителей с нормативами времени, которое отводится на выполнение домашних заданий, с примерным режимом дня, с правильной организацией рабочего места. Учитель разъясняет родителям, как правильно оказывать обучающимся разумную помощь в выполнении домашних заданий.
4.16. При выполнении домашних заданий необходимо соблюдать основные гигиенические требования. Для обучающихся 2-х классов после 20 минут занятий необходим перерыв на 5 – 10 минут. Во время перерыва хорошо сделать несколько гимнастических упражнений, полезна специальная гимнастика для глаз. В третьем классе продолжительность занятий (без перерыва) может быть увеличена до 30 – 35 минут, а в четвертом – до 40 – 45 минут. Но на протяжении этого времени должна быть физкультпауза на 2– 3 минуты. Во время большого (10-минутного) перерыва обучающиеся 3– 4-х классов могут выполнить небольшую домашнюю работу (например, полить цветы, протереть пыль).
4.17. С целью повышения качества и эффективности урока, предупреждения перегрузки детей, необходимо регламентировать норму и объем домашних заданий:
- объем домашних заданий на устных предметах не должен превышать объема изученного материала на уроке;
- норма домашнего задания на письменных предметах не более 30% от объема выполняемой работы на уроке;
- в случае необходимости дается дифференцированное домашнее задание для закрепления материала, для выполнения его в интересах всего классного коллектива, для развития индивидуальных способностей обучающихся, а также для развития способностей особо одаренных детей, рекомендовать обучающимся в необходимых случаях по ряду предметов творческий характер домашних заданий;
- считать домашнее задание одним из важных направлений в развитии навыков ученического самообразования, развития познавательного интереса и творческих способностей учащихся.
4.18. Количество творческих домашних заданий большого объёма, выполняемых учащимися одного класса, не должно превышать одного задания в месяц – для 2-4- х классов.
4.19. Для предотвращения перегрузки учащихся вследствие большого количества творческих домашних заданий учителям, работающим в одном классе, следует согласовывать сроки и объём таких заданий друг с другом в начале каждого учебного периода (четверти, полугодия).
4.20. Домашние задания должны быть посильными для учащихся, соответствующими их возрастным и индивидуальным особенностям.
4.21. Домашние задания, субъектом определения которых является учитель, носят рекомендательный характер и выполняются учащимся при желании по предметам учебного плана: изобразительное искусство и технология, физическая культура, ОРКСЭ, музыка
4.22. Обязательные домашние задания по внеурочной деятельности, курсам по выбору, элективным курсам, дополнительному образованию в школе отсутствуют.
4.23. Обязательные домашние задания не используется для организации домашней работы учащихся 1-х классов, 2-4-х классов в праздничные, каникулярные дни, за исключением предметов, стоящих в учебном расписании один раз в неделю, и/или подряд в понедельник и пятницу при условии изучения этих дисциплин в объёме 2 часов в неделю.
4.24. Домашнее задание фиксируется учителем на доске и в электронном классном журнале. Содержание записи домашнего задания на доске должно полностью соответствовать записи на соответствующей странице журнала.
4.25. Учащиеся отражают содержание домашнего задания по предмету в момент его представления учителем в дневнике.
5.Особенности организации домашней учебной работы учащихся в период
отмены учебных занятий
5.1.В период отмены учебных занятий в связи с карантином, учителя-предметники организуют домашнюю учебную работу обучающихся, не присутствующих на занятиях в школе, посредством заданий, размещённых в электронном журнале.
5.2.Задания для обучающихся, не присутствующих на занятиях, размещают учителя - предметники, уроки которых стоят в расписании учебных занятий в этот день, в период с 14.00 до 16.00.
5.3.На самостоятельное изучение в рамках домашней учебной работы в день отмены занятий не могут быть вынесены новые учебные темы, за исключением тех случаев, когда уровень сложности учебного материала соответствует познавательным возможностям учащихся. В этом случае учитель обязан скорректировать материал, изученный учащимися самостоятельно, в рамках учебных занятий после отмены карантина.
5.4.Проведение контрольных работ в период отмены учебных дней должно быть скорректировано учителем с учётом невозможности их выполнения обучающимися в домашних условиях и на первом уроке после отмены карантина.
6. Контроль за результатами домашней работы
6.1. Контроль за результатами домашней работы осуществляется учителями-предметниками в урочное или внеурочное время в форме оценки результатов выполнения домашнего задания.
6.2. Проверить выполнение домашнего задания – значит установить факт его выполнения и оценить качество представленных результатов работы.
6.3. Отметка за выполнение домашних заданий ставится учащимся в соответствии с Положением об осуществлении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся
6.4. При оценке результатов домашней работы учителям следует учитывать психолого-физиологические особенности учащихся (природная медлительность, робость, застенчивость, излишняя самоуверенность, физические недостатки и пр.)
6.5. Все замечания, комментарии к выставленной за домашнее задание отметке учителя делают в тактичной и доброжелательной форме.
6.6. Проверка домашних заданий проводится учителем постоянно и, как правило, связывается с изучаемым материалом. В зависимости от содержания и задач урока, проверка домашнего задания может осуществляться как в начале (если тема урока является продолжением предыдущей), так и в середине или конце урока.
6.7. Методика проверки домашней работы обучающихся должна быть чрезвычайно гибкой, а формы её разнообразны, поскольку задача учителя заключается в том, чтобы взять под контроль не только систематичность выполнения каждым учеником домашнего задания, но и степень самостоятельности обучающегося при его выполнении, а также уровень усвоения учебного материала в процессе домашней работы.
6.8. Выбор формы контроля зависит от степени связи домашнего задания, его вида и цели с содержанием урока.
6.9. В качестве форм контроля за результатами домашней работы учащихся учителем используются:
- фронтальная проверка (опрос по индивидуальным карточкам, с вызовом к доске, письменный или устный опрос, фронтальный опрос, тестирование, проверка тетрадей с домашним заданием и т.п.);
- дифференцированная проверка (выборочный письменный или устный опрос, тестирование, проверка тетрадей с домашним заданием отдельных учащихся или части содержания домашних заданий);
- выполнение задания, аналогичного выполненному дома;
- самопроверка и взаимопроверка учащихся;
-работа консультантов, назначенных из числа учащихся, имеющих высокий уровень мотивации и способностей, в обязанности которых может входить как проверка факта наличия домашнего задания, так и оценка правильности его выполнения по подробному образцу, предложенному учителем;
- портфолио «Моё домашнее задание».
7. Ответственность участников образовательного процесса в области
организации домашней работы учащихся
7.1. Учащиеся обязаны:
- аккуратно записывать содержание домашнего задания в ученический дневник по итогам каждого учебного занятия;
- выполнять обязательное домашнее задание, полученное от учителя в соответствии с данными рекомендациями и требованиями;
- предоставлять по запросу учителя результаты выполнения обязательных домашних заданий;
7.2. Учащиеся имеют право:
- на полную и достоверную информацию о содержании домашнего задания и сроках его выполнения;
- на содержательные комментарии со стороны учителя по проблемам, возникшим в ходе выполнения домашнего задания;
- на невыполнение домашнего задания, если оно носит рекомендательный характер.
7.3. Учителя-предметники обязаны:
- проектировать домашнюю учебную работу учащихся с учётом результатов освоения образовательной программы по предмету, целей обучения на уровне образования;
- своевременно информировать учащихся о содержании домашних заданий и сроках предоставления ими результатов работы;
- своевременно информировать учащихся о результатах выполнениях домашних заданий;
- по запросу учащегося комментировать выставленную за домашнее задание отметку;
- при определении объёма и содержания домашних заданий руководствоваться данным Положением.
7.4. Учителя-предметники имеют право:
- требовать от учащихся выполнения обязательных домашних заданий в полном объёме и представления результатов работы в установленные сроки;
- учитывать результаты домашней учебной работы учащихся при выведении итоговой отметки за учебный период.
7.5. Родители (законные представители) учащихся обязаны:
- создать условия для выполнения учащимися домашних заданий;
-контролировать выполнение учащимися обязательных домашних заданий по предметам учебного плана.
7.6. Родители (законные представители) учащихся имеют право:
- получать своевременную достоверную информацию о результатах домашней работы учащихся;
- на консультативную помощь со стороны учителей-предметников по вопросу выполнения разных видов домашних заданий.
8. Контроль выполнения Положения
8.1. Контроль выполнения Положения осуществляется: членами администрации в рамках своих функциональных обязанностей в соответствии с планом внутришкольного контроля; управляющим советом школы.
8.2. В рамках контроля изучается характер и норма домашнего задания, качество и регулярность проверки.
8.3. Контроль может проводиться в следующих формах:
- проверка классных журналов;
- проверка рабочих тетрадей учащихся;
- опросы учащихся и родителей;
- хронометраж домашних заданий.