Найти в Дзене
НАЧАЛОЧКА

ПОЛОЖЕНИЕоб организации, формах и объёме домашней работы учащихся в начальных классах

1.Общие положения

1.1.Положение об организации, формах и объёме домашней работы учащихся (далее – Положение) определяет основные требования к организации домашней работы учащихся школы, регламентирует цели, задачи, вид, объём, содержание домашних заданий учащихся 2-4-х классов и формы контроля за их выполнением.

1.2.Настоящее Положение составлено на основе нормативных документов:

- ст. 28, 41, 42 Федерального закона №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,

- ФГОС НОО (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 г. №373),

- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях",

- Основная образовательная программа начального общего образования МКОУ « Михайловская СОШ №1»

1.3. Домашняя работа является неотъемлемой частью образовательного процесса, формой внеаудиторной учебной работы учащихся по выполнению заданий, полученных от учителя или по собственному выбору во внеурочное время, которая предполагает самостоятельную организацию, планирование и выполнение работы.

1.4. Домашняя работа отличается от аудиторной следующими особенностями:

- протекает без непосредственного руководства со стороны учителя;

- выполняется во внеурочное время, поскольку является внеаудиторной;

-задания для работы могут быть определены не только учителем, но и самим учащимся;

- значительный временной интервал на выполнение заданий;

- больший, чем в школе арсенал информационных источников, которыми может воспользоваться учащийся;

- самостоятельная организация учащимся собственной деятельности;

- возможность помощи компетентных взрослых из числа старших членов семьи и пр.

1.5. Домашняя работа учащихся связана с разными компонентами структуры образовательного процесса: учебным процессом, дополнительным образованием, социально-творческой деятельностью учащихся и их самообразованием тематически и посредством единых целей, способов деятельности.

2.Функции, цели, задачи и домашней работы

2.1. Определение целей и задач домашней работы учащихся основывается на понимании её функций.

2.2. Основные функции домашней работы:

- усвоение и закрепление учебного материала;

- повышение качества предметных результатов учащихся;

- формирование и развитие навыков самостоятельной работы (универсальных учебных действий);

- формирование и развитие навыков самостоятельной творческой деятельности;

- формирование и развитие навыков самообразования.

2.3. Основные цели домашней работы учащихся:

- усвоение материала учебных программ,

- закрепление пройденного материала,

- повышение прочности предметных умений,

- углубление изученного материала,

- создание условий для проявления и развития самостоятельной деятельности учащихся,

- создание условий для развития творческой (проектной, исследовательской) деятельности учащихся,

- создание условий для построения индивидуального образовательного маршрута учащегося.

3.Домашнее задание

3.1.Домашнее задание – инструмент управления домашней учебной работой учащихся, определяющий её параметры: цели, степень обязательности, способы выполнения, степень индивидуализации, самостоятельности, сроки выполнения, объём, учебное содержание, источники, формы работы с материалом.

3.2.В школе используются разные виды домашних заданий:

- обязательные – домашние задания одного и того же содержания, обязательные для выполнения всеми учащимися класса, субъектом определения которых является учитель;

- фронтальные - домашние задания одинакового содержания, предлагаемые всем учащимся класса одновременно;

- индивидуальные - домашние задания для отдельных учащихся, учитывающие их индивидуальные особенности и уровень сформированности познавательных мотивов;

- дифференцированные - домашние задания, которые ориентированы на разные уровни овладения предметным содержанием (базовый, повышенный, творческий);

- опережающие - домашние задания, предшествующие изучению новой учебной темы;

-рекомендованные - домашние задания, рекомендованные учителем, но выполняемые только по желанию учащегося;

- творческие - домашние задания, в результате которых ребенок создает собственный текст культуры, который не сводится только к речевому акту, в этом качестве могут рассматриваться любые знаковые системы: речевые тексты (устные, письменные на разных носителях), результаты практических заданий, связанных с моделированием, действиями с предметами, окружающими ребенка в повседневной жизни;

- инициативные - домашние задания, субъектом определения которых являются сами ученики (отдельный учащийся, группы или класс в целом), а учитель одобряет это задание, помогает его оформить, инструктирует, консультирует, чтобы сделать работу рациональной и полезной,

- интегрированные - домашние задания, для выполнения которых учащиеся привлекают содержание разных учебных предметов,

- отсроченные - домашние задания, срок выполнения которых обусловлен объёмом и содержанием выполняемой работы и может составлять от недели до нескольких месяцев

.

4.Основные требования, предъявляемые к объему и содержанию домашних заданий

4.1. СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы» устанавливают обучение детей в 1 классе с соблюдением следующего требования – обучение осуществляется без домашних заданий и балльного оценивания знаний обучающихся.

4.2. Домашние задания не задаются обучающимся начальных классов – на выходные дни, всем обучающимся– на каникулярное время.

4.3. В Письме Минобразования РФ от 22.02.1999 No 220/11-12 «О недопустимости перегрузок обучающихся начальной школы» указано, что домашние задания даются обучающимся начальной школы с учётом возможности их выполнения в следующих пределах: во 2 классе – до 1,5часа, в 3-4 классах – до 2 часов. При этом учитываются индивидуальные психофизиологические особенности детей.

4.4. Перегрузку обучающихся могут вызывать:

- чрезмерно большое домашнее задание;

- чрезмерно трудное домашнее задание;

- несформированность у обучающихся умений, необходимых для выполнения определённого вида задания.

Основная причина перегрузки – объём домашних заданий, не согласованный с заданиями по другим предметам.

4.5. Время, затраченное на выполнение задания по одному учебному предмету, не должно превышать во 2 классе – 20 минут, в 3 и 4 классах – 30 минут.

4.6. Объём домашней работы не должен превышать 30% объёма работы, выполненной в классе.

4.7. Задания, помеченные особым значком повышенной сложности (*), на дом не задаются.

4.8. Домашнее задание по каждому предмету должно быть строго регламентировано по объему и согласовано с заданиями по другим предметам

№п/п

Учебный

предмет

2 класс

3 класс

4 класс

1

Математика

Задача или

2 столбика примеров

Задача или

3 столбика

примеров, но не

более 16 примеров

Задача и

2 выражения, или 2 задачи, или задача

и 4 примера

2

Русский язык

15 - 17 слов

упражнение для

домашней

работы может

включать не

более одного

дополнительного

грамматического

задания

25 - 28 слов

упражнение для

домашней

работы может

включать не более одного

дополнительного

грамматического

задания

35 - 37 слов

упражнение для

домашней работы

может включать

не более одного

дополнительного

грамматического

задания

3

Литературное чтение

не более 1-1,5

страниц

не более 2–2,5

страниц

не более 3–3,5

страниц

4

Окружающий мир не более 1 –1,5 страниц, включая иллюстрации

не более 2–2,5

страниц, включая иллюстрации

не более 3 –3,5

страниц, включая иллюстрации

4.9. По своему содержанию домашние задания могут быть связаны с материалом одного или нескольких уроков. Они могут включать в себя (как дополнительные задания или как часть основного задания) повторение ранее изученного. В качестве домашних заданий могут быть упражнения типа усложненного списывания со вставкой (букв, частей слова, целого слова), расстановкой и объяснением пропущенных знаков препинания, а также разные виды грамматического разбора.

4.10. Младшим школьникам можно предлагать дифференцированные домашние задания, предполагающие выбор задания по своим силам и интересам. Сохраняя основное содержание домашнего задания, можно частично индивидуализировать его цель, объем, способ выполнения.

4.11. Непременным условием успешного усвоения обучающимися программного материала является подготовка школьников к выполнению домашней работы, руководство ею со стороны учителя.

4.12. Сообщение домашнего задания должно сопровождаться необходимым для школьника инструктажем, включающим информацию о его содержании, форме представления результатов, сроках выполнение, критериях оценки.

4.13. Работу по формированию умений выполнять задания, включенные в домашнюю работу, необходимо проводить на уроке.

4.14. В помощь обучающимся учитель может предлагать памятки по выполнению определенных видов домашней работы (как правильно решать задачу; как учить наизусть стихотворение; как подготовить план пересказа; как выполнять работу над ошибками и др.).

4.15. Учитель обязан ознакомить родителей с нормативами времени, которое отводится на выполнение домашних заданий, с примерным режимом дня, с правильной организацией рабочего места. Учитель разъясняет родителям, как правильно оказывать обучающимся разумную помощь в выполнении домашних заданий.

4.16. При выполнении домашних заданий необходимо соблюдать основные гигиенические требования. Для обучающихся 2-х классов после 20 минут занятий необходим перерыв на 5 – 10 минут. Во время перерыва хорошо сделать несколько гимнастических упражнений, полезна специальная гимнастика для глаз. В третьем классе продолжительность занятий (без перерыва) может быть увеличена до 30 – 35 минут, а в четвертом – до 40 – 45 минут. Но на протяжении этого времени должна быть физкультпауза на 2– 3 минуты. Во время большого (10-минутного) перерыва обучающиеся 3– 4-х классов могут выполнить небольшую домашнюю работу (например, полить цветы, протереть пыль).

4.17. С целью повышения качества и эффективности урока, предупреждения перегрузки детей, необходимо регламентировать норму и объем домашних заданий:

- объем домашних заданий на устных предметах не должен превышать объема изученного материала на уроке;

- норма домашнего задания на письменных предметах не более 30% от объема выполняемой работы на уроке;

- в случае необходимости дается дифференцированное домашнее задание для закрепления материала, для выполнения его в интересах всего классного коллектива, для развития индивидуальных способностей обучающихся, а также для развития способностей особо одаренных детей, рекомендовать обучающимся в необходимых случаях по ряду предметов творческий характер домашних заданий;

- считать домашнее задание одним из важных направлений в развитии навыков ученического самообразования, развития познавательного интереса и творческих способностей учащихся.

4.18. Количество творческих домашних заданий большого объёма, выполняемых учащимися одного класса, не должно превышать одного задания в месяц – для 2-4- х классов.

4.19. Для предотвращения перегрузки учащихся вследствие большого количества творческих домашних заданий учителям, работающим в одном классе, следует согласовывать сроки и объём таких заданий друг с другом в начале каждого учебного периода (четверти, полугодия).

4.20. Домашние задания должны быть посильными для учащихся, соответствующими их возрастным и индивидуальным особенностям.

4.21. Домашние задания, субъектом определения которых является учитель, носят рекомендательный характер и выполняются учащимся при желании по предметам учебного плана: изобразительное искусство и технология, физическая культура, ОРКСЭ, музыка

4.22. Обязательные домашние задания по внеурочной деятельности, курсам по выбору, элективным курсам, дополнительному образованию в школе отсутствуют.

4.23. Обязательные домашние задания не используется для организации домашней работы учащихся 1-х классов, 2-4-х классов в праздничные, каникулярные дни, за исключением предметов, стоящих в учебном расписании один раз в неделю, и/или подряд в понедельник и пятницу при условии изучения этих дисциплин в объёме 2 часов в неделю.

4.24. Домашнее задание фиксируется учителем на доске и в электронном классном журнале. Содержание записи домашнего задания на доске должно полностью соответствовать записи на соответствующей странице журнала.

4.25. Учащиеся отражают содержание домашнего задания по предмету в момент его представления учителем в дневнике.

5.Особенности организации домашней учебной работы учащихся в период

отмены учебных занятий

5.1.В период отмены учебных занятий в связи с карантином, учителя-предметники организуют домашнюю учебную работу обучающихся, не присутствующих на занятиях в школе, посредством заданий, размещённых в электронном журнале.

5.2.Задания для обучающихся, не присутствующих на занятиях, размещают учителя - предметники, уроки которых стоят в расписании учебных занятий в этот день, в период с 14.00 до 16.00.

5.3.На самостоятельное изучение в рамках домашней учебной работы в день отмены занятий не могут быть вынесены новые учебные темы, за исключением тех случаев, когда уровень сложности учебного материала соответствует познавательным возможностям учащихся. В этом случае учитель обязан скорректировать материал, изученный учащимися самостоятельно, в рамках учебных занятий после отмены карантина.

5.4.Проведение контрольных работ в период отмены учебных дней должно быть скорректировано учителем с учётом невозможности их выполнения обучающимися в домашних условиях и на первом уроке после отмены карантина.

6. Контроль за результатами домашней работы

6.1. Контроль за результатами домашней работы осуществляется учителями-предметниками в урочное или внеурочное время в форме оценки результатов выполнения домашнего задания.

6.2. Проверить выполнение домашнего задания – значит установить факт его выполнения и оценить качество представленных результатов работы.

6.3. Отметка за выполнение домашних заданий ставится учащимся в соответствии с Положением об осуществлении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся

6.4. При оценке результатов домашней работы учителям следует учитывать психолого-физиологические особенности учащихся (природная медлительность, робость, застенчивость, излишняя самоуверенность, физические недостатки и пр.)

6.5. Все замечания, комментарии к выставленной за домашнее задание отметке учителя делают в тактичной и доброжелательной форме.

6.6. Проверка домашних заданий проводится учителем постоянно и, как правило, связывается с изучаемым материалом. В зависимости от содержания и задач урока, проверка домашнего задания может осуществляться как в начале (если тема урока является продолжением предыдущей), так и в середине или конце урока.

6.7. Методика проверки домашней работы обучающихся должна быть чрезвычайно гибкой, а формы её разнообразны, поскольку задача учителя заключается в том, чтобы взять под контроль не только систематичность выполнения каждым учеником домашнего задания, но и степень самостоятельности обучающегося при его выполнении, а также уровень усвоения учебного материала в процессе домашней работы.

6.8. Выбор формы контроля зависит от степени связи домашнего задания, его вида и цели с содержанием урока.

6.9. В качестве форм контроля за результатами домашней работы учащихся учителем используются:

- фронтальная проверка (опрос по индивидуальным карточкам, с вызовом к доске, письменный или устный опрос, фронтальный опрос, тестирование, проверка тетрадей с домашним заданием и т.п.);

- дифференцированная проверка (выборочный письменный или устный опрос, тестирование, проверка тетрадей с домашним заданием отдельных учащихся или части содержания домашних заданий);

- выполнение задания, аналогичного выполненному дома;

- самопроверка и взаимопроверка учащихся;

-работа консультантов, назначенных из числа учащихся, имеющих высокий уровень мотивации и способностей, в обязанности которых может входить как проверка факта наличия домашнего задания, так и оценка правильности его выполнения по подробному образцу, предложенному учителем;

- портфолио «Моё домашнее задание».

7. Ответственность участников образовательного процесса в области

организации домашней работы учащихся

7.1. Учащиеся обязаны:

- аккуратно записывать содержание домашнего задания в ученический дневник по итогам каждого учебного занятия;

- выполнять обязательное домашнее задание, полученное от учителя в соответствии с данными рекомендациями и требованиями;

- предоставлять по запросу учителя результаты выполнения обязательных домашних заданий;

7.2. Учащиеся имеют право:

- на полную и достоверную информацию о содержании домашнего задания и сроках его выполнения;

- на содержательные комментарии со стороны учителя по проблемам, возникшим в ходе выполнения домашнего задания;

- на невыполнение домашнего задания, если оно носит рекомендательный характер.

7.3. Учителя-предметники обязаны:

- проектировать домашнюю учебную работу учащихся с учётом результатов освоения образовательной программы по предмету, целей обучения на уровне образования;

- своевременно информировать учащихся о содержании домашних заданий и сроках предоставления ими результатов работы;

- своевременно информировать учащихся о результатах выполнениях домашних заданий;

- по запросу учащегося комментировать выставленную за домашнее задание отметку;

- при определении объёма и содержания домашних заданий руководствоваться данным Положением.

7.4. Учителя-предметники имеют право:

- требовать от учащихся выполнения обязательных домашних заданий в полном объёме и представления результатов работы в установленные сроки;

- учитывать результаты домашней учебной работы учащихся при выведении итоговой отметки за учебный период.

7.5. Родители (законные представители) учащихся обязаны:

- создать условия для выполнения учащимися домашних заданий;

-контролировать выполнение учащимися обязательных домашних заданий по предметам учебного плана.

7.6. Родители (законные представители) учащихся имеют право:

- получать своевременную достоверную информацию о результатах домашней работы учащихся;

- на консультативную помощь со стороны учителей-предметников по вопросу выполнения разных видов домашних заданий.

8. Контроль выполнения Положения

8.1. Контроль выполнения Положения осуществляется: членами администрации в рамках своих функциональных обязанностей в соответствии с планом внутришкольного контроля; управляющим советом школы.

8.2. В рамках контроля изучается характер и норма домашнего задания, качество и регулярность проверки.

8.3. Контроль может проводиться в следующих формах:

- проверка классных журналов;

- проверка рабочих тетрадей учащихся;

- опросы учащихся и родителей;

- хронометраж домашних заданий.