Найти в Дзене
БИСКИД

Книга "Гипотеза Атомного Храма". Размышления о возможном прошлом. Часть-11, но ближе к началу.

Оглавление

Полная подборка частей книги и материалов по теме!

Надо уметь отличать летопись реальных событий от политически целесообразной интерпретации истории.

(Малахов Владимир) ...

1. ПРЕДИСЛОВИЕ или пара слов от автора.

Если спросить любого первого встречного обычного взрослого человека, независимо от возраста и образования, то с достаточно высокой вероятностью он сможет ответить на вопрос «Чем архитектурно христианские церкви отличаются от мусульманских мечетей». Даже если это будет типично малообразованный американец или излишне толерантный европеец, то скорее всего, основные визуальные отличия он вспомнит: у христиан – кресты, купола, луковки и колокольни, у мусульман – купола, минареты и полумесяцы. Некоторые даже могут рассказать, как выглядит китайская пагода. А если того же среднестатистического представителя современного человечества спросить: «Как выглядит еврейская синагога?», то, скорее всего, он или задумается, или скажет, что здесь архитектура не имеет классических канонов, многовариантна и мимикрирует под окружающую среду, хотя и не без элементов уникальности.

О чем это говорит? Это говорит о том, что в своей основе, архитектура ключевых религий для нас является генетически или внутренне привычной. Безусловно, в христианской, или в православной архитектуре зданий существуют десятки своих уникальных особенностей, религиозных обоснований, начиная от паперти и притвора и заканчивая амвоном, престолом и алтарем, но детали – удел священников. Для стороннего наблюдателя христианский собор будет понятен издалека, как и мусульманская мечеть. И даже как индийские и иные азиатские буддийские, индуистские или даосские пагоды. Такое ощущение, что мы знаем эти сооружения давно и они не вызывают у нас когнитивного трепета, кроме возможности однажды впервые увидеть то или иное грандиозное или необычайно красивое религиозное сооружение.

Согласившись с этим тезисом, можно перейти к другому вопросу: а кто и когда решил, что храмы, соборы и мечети должны выглядеть ИМЕННО ТАК? Если вы решите посвятить какое-то время изучению этого вопроса, то, можно, с высокой долей уверенности, сказать, что однозначного архитектора с именем и авторством вам не найти. Конечно, вам придется пройти длительный путь рассказов о развитии христианской или мусульманской архитектуры, о формировании канонической архитектуры, как постепенно конструктив сооружений подстраивался под нужды религиозной традиции и культа, под решение задач конкретных географических или климатических условий проведения культовых обрядов и служб. Но эти рассуждения легко разбиваются о довольно простой аргумент о первичности знаний! Попросите любого человека, можно даже ребенка или тинэйджера, который никогда не видел религиозных зданий и сооружений, нарисовать по собственному видению храм или собор! Разумеется, для исполнения религиозных обрядов и отправления культа. Как вы понимаете, даже если такому человеку подробно объяснить порядок проведения тех или иных культовых процедур и их технологию, то вряд ли он НАРИСУЕТ ВАМ ХРИСТИАНСКУЮ ЦЕРКОВЬ или МЕЧЕТЬ! Потому, что для исполнения этих манипуляций НЕ ТРЕБУЕТСЯ ПОМЕЩЕНИЕ именно в такой архитектуре. Это спокойно можно сделать в любой пещере, откуда якобы вышло христианство, или в любой «молельной комнате», которые имеются во всех современных транспортных хабах. И никакой собор для этого не требуется, что, собственно, и подтверждается иудейской религией.

Почему тогда все культовые сооружения христиан и мусульман строятся в стандартной (канонической) архитектуре? Почему нельзя от неё отказаться? Как видите, вопросов становится все больше и больше. Моё глубочайшее убеждение состоит в том, что все т.н. религиозные сооружения являются памятниками «допотопной промышленной цивилизации» и мы используем их архитектуру только как память о «НЕОБЪЯСНИМЫХ ХРАМАХ БОГОВ». Разумеется, под словом «БОГИ» мы подразумеваем представителей более развитой цивилизации по отношению к представителям менее развитой или вообще первобытной цивилизации, что дает нам возможность не уходить в бесплодную религиозную дискуссию. Об этом и будет эта книга.

2. ВВЕДЕНИЕ или ключевые принципы.

Сегодня никого не удивляет резко возросшее количество представителей альтернативной истории. Их нельзя назвать, в общем понимании, научным сообществом, но они по-своему ищут истину и правду, пытаются дать ответы на вопросы, которых классическая наука избегает под формальными отговорками. Истина, как известно, где-то посередине и именно этой сердцевины мы попытаемся придерживаться в нашей публикации, поскольку невозможно отказаться от классического научного анализа, но и нельзя впадать в глубокие религиозно-конспирологические теории, перевязанные оккультными или псевдоизотерическими установками. Поэтому основные принципы, используемые в нашей публикации вынесем в самое начало:

1. Отказ от религиозных, оккультных, мистических и иных конспирологических версий, сценариев и оценок событий и истории в целом. Это важнейшее условие ведения более-менее разумного и логического разговора и дискуссии о возможных вариантах протоистории (альтернативной истории). Профилактический отказ от ведения душещипательных споров о вере, религии и церкви, о Библии и прочих производных от неё документах – это дорога к потере «красной нити» рассуждений. Отказ от всего, что касается «чудесного, волшебного и фантастического», что могли бы сделать неведомые силы и если их действия невозможно описать с позиции СОВРЕМЕННОГО УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ТЕХНИКИ и ТЕХНОЛОГИЙ – отбрасывается сразу и безоговорочно!

2. Отказ от неподтверждаемых технических и физических версий тех или иных устройств в прошлом. Современные адепты «альтернативной истории промышленности и энергетики» предлагают много вариантов различных ТЕХНОЛОГИЙ ПРОШЛЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ, иногда даже с подробными описаниями, но при отсутствии средств на проверку работоспособности. Разумеется, такие «технологии» и изобретения мы тоже сразу отбрасываем из обсуждения, только для того, чтобы не давать повод для неконструктивных отклонений от главной идеи. Мы, разумеется, понимаем, что часть таких «технологий прошлого» вполне могла быть, но дабы исключить технические споры – от таких технологий отказываемся тоже. Ключевой принцип изложения – опора только на современный уровень развития естественных наук и инженерной мысли.

3. Отказ от эмоционально-психологических, политически-мотивированных и социально-этнических оценок. К сожалению, современная история фактически не является «чистой историей», т.е. она вся пропитана политически ангажированной версией правды победителя. Мы можем говорить о той или иной битве и в истории каждой стороны-участника, а также каждого человека, в ней будут свои победители и проигравшие, герои и антигерои. Мы будем вести наш рассказ исключительно обходя те или иные оценочные суждения тем более неизвестных сегодня авторов историков, первичный источник информации которых подтвердить невозможно. Главным и превалирующим над прочими аргументами будет только один фактор – ИНЖЕНЕРНАЯ ЛОГИКА и обоснование технико-технологических решений. Если такое решение есть СЕГОДНЯ и его применение можно оправдать логическими рассуждениями – такая версия принимается за базовую по-умолчанию.

4. Принцип цивилизационной аналогии. Это принцип, в соответствие с которым мы предполагаем, что если в допотопные и межпотопные времена и существовали иные промышленно развитые цивилизации, то они развивались по тем же экономическим и социальным законам, что и наша последняя цивилизация. Если обратиться к истории, то можно сказать, что наша новейшая цивилизация выросла в тот мир, который мы видим сегодня примерно за 500-600 лет. Исходя из этой аналогии, мы можем предположить, что если в допотопный период и межпотопный период были периоды от 600 до 1000 лет, то Працивилизации могли достичь высокого технологического уровня. Мы целенаправленно отбрасываем какую-то иную «сверх справедливую» культуру социального взаимодействия в этих працивилизациях, полагая что любой социум живет по идентичным законам.

Карго-культ или культ самолётопоклонников!
Карго-культ или культ самолётопоклонников!

Любая достаточно развитая технология неотличима от магии! (3-й закон писателя-футуролога Артура Кларка) …

3. КУЛЬТ КАРГО – основа религии.

Споры и дискуссии о причинах возникновении религии и церкви – не прекращаются и будут, по-видимому, вечными. Мы сразу отказываемся от мысли, что причиной возникновения веры и религии стала некая неспособность человека разумного объяснить неведомые ему явления природы и изменения окружающего мира. Мы далеки от мысли, что умозаключение или вывод о существовании потусторонних высших сил являются соизмеримыми и релевантными уровню восприятия окружающей действительности в первобытном обществе. Это и есть тот самый первый «Когнитивный Цивилизационный конфликт» - конфликт восприятия и представления о прошлом человеком с современным образованием и уровнем развития.

Логичнее выглядит парадигма, что первобытному человеку, у которого и не было никакой потребности объяснять себе те или иные непонятные явления природы, привнесли это представление извне, когда появилась осознанная связь возможности получения физиологических благ (т.е. пищи и тепла) без чрезмерных энергетических затрат и без риска. Только на этой волне могло появиться представление о наличии некоего вышестоящего звена управления, способного удовлетворять потребности без лишений и угрозы жизни. Именно так ведут себя животные, хотя и «не верят в бога». Мыслительная же связь результата безвозмездного получения продукта и наличия воли высшей силы в принципе стала возможной, когда уровень развития мозга достиг состояния аналитической зрелости и сопоставления.

Нам сейчас важно не упустить эту мысль, поскольку, если оценивать объективно, именно вокруг неё и будет разворачиваться логическая спираль нашей книги. Лучшим доказательством возникновения когнитивной связи наличия некоего «бога», которая появляется ТОЛЬКО ТОГДА, когда есть реальное подтверждение результативности высших сил в виде продуктов и иных благ, является КАРГО-культ. Это довольно известный феномен, поэтому нет смысла расписывать его детально, но в целях развития логического градиента нашей книги, мы повторим некоторые известные данные.

Ка́рго-культ, или культ Карго (от англ. cargo cult – поклонение грузу), также религия самолётопоклонников или культ небесных даров – всё это термины, которыми называют группу религиозных движений, возникших в Меланезии после 2-й мировой войны. Классические культы Карго были инициированы во время Второй мировой войны и получили развитие после неё просто потому что огромное количество грузов было десантировано на острова во время Тихоокеанской кампании против Японской империи, что внесло коренные изменения в жизнь островитян. Американцы, воевавшие с японцами, размещали на тихоокеанских островах свои военные базы. Они строили там взлетно-посадочные полосы, на которые садились самолеты. Иногда самолеты не садились, а просто сбрасывали груз и улетали обратно. В общем, с неба прилетал или падал груз. Произведённые промышленным образом одежда, консервы, палатки, оружие и другие полезные вещи в огромных количествах появились на островах в целях обеспечения армии, а также и островитян, которые были проводниками военных и гостеприимными хозяевами. В конце войны воздушные базы были заброшены, а груз («КАРГО») больше не прибывал.

Чтобы получить товары и увидеть падающие парашюты, прилетающие самолёты или прибывающие корабли, островитяне имитировали действия солдат, моряков и лётчиков. Они делали наушники из половинок кокоса и прикладывали их к ушам, находясь в построенных из дерева контрольно-диспетчерских вышках. Они изображали сигналы посадки, находясь на построенной из дерева взлётно-посадочной полосе. Они зажигали факелы для освещения этих полос и маяков. Приверженцы культа верили, что иностранцы имели особую связь со своими предками, которые были единственными существами, кто мог производить такие богатства. Разумеется, аборигены верили, что падающие с неба блага были созданы духами предков и предназначены исключительно для их меланезийского народа. Логика недопотребления подсказывала, что белые люди нечестным путём получили контроль над этими благами, поэтому, после их ухода, достаточно осуществлять ритуалы, похожие на действия белых людей, чтобы этих товаров и подарков стало больше. Островитяне строили из дерева в натуральную величину самолёты, взлётно-посадочные полосы для привлечения самолётов. В конце концов, поскольку это не привело к возвращению «божественных» самолётов с изумительным грузом, они полностью отказались от своих прежних религиозных воззрений, существовавших до войны, и стали более тщательно поклоняться аэродромам и самолётам.

Когда война закончилась, американцы свернули палатки, дружески попрощались и улетели на своих птицах. И больше неоткуда было взять фонарики, варенье, картинки и особенно огненную воду. Туземцы не были лентяями. Но сколько они не трудились, у них не получались ни брезентовые палатки, ни красивые одежды с рисунком, ни жестянки с тушенкой, ни фляжки с дивным напитком. И это было обидно и несправедливо. И тогда они задались вопросом: почему бледнолицым падало с неба добро, а им нет? Что они делают не так? Они денно и нощно крутили жернова и копали огороды — и им ничего с неба не упало. Наверно, для получения всех этих дивных вещей надо делать то же, что и бледнолицые. А именно — надеть наушники и кричать слова, а затем проложить полосы, зажечь костры и ждать. Наверно, всё это — магические ритуалы и волшебство, которым овладели бледнолицые. Ведь было совершенно очевидно, что все прекрасные вещи появлялись у них в результате магических действий, и никто никогда не видел, чтобы американцы их делали сами. Самолеты не прилетали, но туземцы считали, что они, наверное, недостаточно молятся, и продолжали кричать в бамбуковые микрофоны, зажигать посадочные огни и ждать богов, которые наконец-то привезут им заветный груз. Появились жрецы, которые лучше других знали, как следует правильно маршировать и яростно поносили тех, кто уклонялся от выполнения всех ритуалов. За этими занятиями им совсем уже стало некогда толочь зерно, копать батат и ловить рыбу.

Когда, спустя несколько лет, до острова добрались антропологи, они обнаружили, что там возник совершенно невиданный ранее религиозный культ. Везде были натыканы столбы, соединенные между собой пеньковыми веревками. Одни туземцы прокладывали в джунглях просеки, строили плетеные вышки с антеннами, махали флажками из крашеных циновок, другие в наушниках из половинок кокосов кричали что-то в бамбуковые микрофоны. А на проложенных просеках стояли соломенные самолеты. Смуглые тела аборигенов были раскрашены под военную форму с буквами USA и орденами. Они старательно маршировали, держа плетеные винтовки. Ученые забили тревогу: племена могли вымереть с голоду! Им стали оказывать гуманитарную помощь, что окончательно убедило туземцев в правильности их воззрений, ведь чудесный груз наконец-то опять стал падать с неба! Приверженцы культа карго, разумеется, не знали производства или коммерции, их понятия о современном обществе, науке и экономике были весьма первобытны, а соответственно они сразу поверили в очевидную для них догму: иностранцы имели особую связь со своими предками, которые были единственными существами, кто мог производить такие богатства, которые невозможно изготовить на Земле. А значит, надо соблюдать ритуалы, молиться и верить.

Термин получил широкую известность отчасти благодаря речи физика Ричарда Фейнмана, произнесённой в Калифорнийском технологическом институте и озаглавленной «Наука самолётопоклонников», которая позже вошла в книгу «Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман». В своей речи Фейнман заметил, что самолётопоклонники воссоздают облик аэродрома, вплоть до наушников с «антеннами» из бамбуковых палочек, но самолёты не садятся. Фейнман сравнивал с самолётопоклонниками некоторых учёных (в частности, психологов), которые, по его мнению, часто проводят исследования, имеющие все внешние атрибуты настоящей науки, но в действительности, составляющие псевдонауку, не достойную ни поддержки, ни уважения.

Известно, что первые культы карго были зафиксированы в конце XIX и начале XX веков. Самый ранний был зафиксирован как движение Тука, зародившееся на Фиджи в 1885 году. Другие ранние культы возникали в основном на Папуа – Новой Гвинее: культ Таро на севере и безумство Вайлала. Похожий культ, танец духов, зародился при контакте индейцев и англо-американцев в конце XIX века. Пророк Вовока народа паюте проповедовал, что, если танцевать определённым образом, предки вернутся по железной дороге, а новая земля покроет белых людей. Во время Вьетнамской войны часть народа хмонг верила в скорое второе пришествие Иисуса Христа, который приедет одетым в камуфляж за рулём военного джипа, чтобы забрать их на нём в землю обетованную. На протяжении истории восстаний Машона и Матабеле в 1896—1897 годах против английской колонизации в Южной Родезии возникали мессианские поверья, напоминающие карго-культ. Один из лидеров восстания жрец Мквати и его соратники твёрдо придерживались принципа, что их воины должны убивать европейцев, но не должны брать их вещи. Некоторые индейцы Амазонки вырезали из дерева модели кассетных аудиоплееров, с помощью которых они разговаривали с духами. Похожие друг на друга карго-культы независимо зародились на островах, далеких друг от друга не только географически, но и в культурном плане. Антропологи зафиксировали два отдельных случая в Новой Каледонии, четыре – на Соломоновых островах, четыре – на Фиджи, семь – на Новых Гебридах и более сорока – в Новой Гвинее. Причем, как правило, они возникали совершенно независимо друг от друга. В большинстве этих религий утверждается, что в день апокалипсиса вместе с «грузом» прибудет некий мессия.

Независимое зарождение такого числа никак не связанных, но схожих культов указывает на определенные особенности человеческой психики в целом. Слепое подражание и поклонение, в этом суть культов карго – новоявленных религий нашего времени. Здесь главное слово – РЕЛИГИЙ! Но кто сказал, что древние существующие религии – это не КУЛЬТ КАРГО? Пусть за последние 75 лет многие культы карго сошли на нет, но некоторые существуют и в наши дни. Например, культ мессии Джона Фрума на острове Танна (Вануату). На том же острове в деревне Яохнанен проживает одноимённое племя, которое исповедует культ поклонения принцу Филиппу. Иными словами, при возникновении новых религиозно-экономических отношений возникает вероятность того, что культ Карго станет самостоятельным институциональным явлением и неотделимой частью отношений в социуме. Например, политолог Екатерина Шульман вводит понятие «обратного карго-культа» — оно употребляется в отношении общественных институтов, структура которых скопирована у других стран, но которые устроены как поверхностная имитация и работают значительно хуже оригинала. При этом ответственными за их работу чиновниками часто совершается логическая подмена понятий: принципы работы передовых общественных институтов объявляются ложными, потому что плохо работает их имитация.

Именно понимание всех существующих религий и церквей как Культ Карго позволяет нам увидеть за сегодняшними религиозными ритуалами прошлую цивилизацию. В этом разрезе можно предугадать много споров и противоречий, но, как показала практика, спорить о том, что религия – это некий институт настоящей Веры, свойственный развитым цивилизациям, а Культ Карго – это признак первобытности и отсталости, что это пример необразованности и нецивилизованности – пустая затея. В обоих случаях очевидна веры в высшие силы, в обоих случаях присутствует просьба о помощи, в обоих случаях присутствует униформа и повторяющиеся ритуалы, ритуальные предметы и знаки отличия. Точно так же как аборигены пытались повторить поведение т.н. «высших сил» или «богов» - их представителей, точно так же все церковные служащие и работники до сих пор имитируют работу неких высших сил, объяснить суть манипуляций, которых, они не в силах. Разумеется, в отличие от приведенных выше примеров культа Карго, современные религии сумели встать на ноги и предложить новые ценности и услуги, как гражданам, так и государствам. Культ Карго остался в них, во многом, только в ритуалах и священнодействии. Для повышения уровня обоснованности своих ценностей, культ Карго оброс всеми производными артефактами – литературой, культурой, искусством, музыкой и главное – религиозной философией. Но это ни в коей мере не отменило сам культ Карго, лежащий в основе строительства храмов, проведения обрядов и молитвы.

Обновление следует!

Наука
7 млн интересуются