Горный парк Рускеала последние три года постоянно развивается, так что постоянно появляется что-то интересное. Здание для выдачи кипятка, вагон-ресторан, поворотный круг для паровоза, вагон-лавка… Теперь вот открылся музей подстаканников. Но это тот случай, когда вкус и организаторские способности подвели авторов проекта. Зато не подвел финансовый расчет: 200 рублей в ожидании поезда заплатят многие.
Рускеала давно превратилась в своеобразную Мекку для любителей железнодорожного транспорта. Летом здесь оборачивается по две пары поездов под паровозной тягой. А после прибытия каждого устраивается шоу паровозов на разворотном круге.
Здесь на «вечном приколе» стоят несколько интересных вагонов: ресторан и лавка.
А на днях здесь открылся так называемый музей подстаканников. Я очень обрадовался, когда увидел соответствующую вывеску.
До сих пор самое полное музейное собрание подстаканников я видел в музее узкоколейных железных дорог в Екатеринбурге.
Авторы собирали коллекцию в течение нескольких лет по Авито и другим сайтам бесплатных объявлений. В итоге насобирали несколько шкафов плотной экспозиции.
Но для меня, жителя Петербурга, Екатеринбург очень далеко, поэтому, когда я узнал, что возле платформы Рускеала появился музей подстаканников, у меня были большие ожидания.
Кажется, музей открылся 7 августа, и я был одним из первых его посетителей. Вход стоит 200 рублей.
Однако, когда я попал вовнутрь, то не поверил своим глазам.
Небольшой зал, подстаканники в застекленном шкафу, но их всего – меньше сотни, причем большинство не представляют никакой исторической ценности. Львиная доля экспозиции – современные подарочные подстаканники разных предприятий. Московское метро, «Рускеальский экспресс», Тесовская узкоколейка…
Фото собраны в галерею.
Исторических подстаканников немного, но узнать о них ничего невозможно. Экскурсия здесь не предусмотрена, рядом с подстаканниками есть QR-коды, но прочитать их невозможно, потому что в районе платформы отвратительная связь и интернет только качества Edge. Ну уж эта мысль-то могла прийти в голову создателям музея?! Небольшие описания можно было бы сделать и на бумажках, тем более что, перейдя по QR-коду, попадаешь на страничку, где нет никаких особых рассказов.
Например, на страничке про пластиковый подстаканник говорится:
«Этот подстаканник создан с заботой об окружающей среде по технологии 3D-печати из переработанного пластика. Пластик измельчили и переплавили в специальную нить для печати на 3D-принтерах».
А на страничке про подстаканник украинского перевозчика:
«Серия фирменных подстаканников Украинских железных дорог — компании «Укрзализныця».
Ну, то есть, «спасибо, кэп».
В центральной витрине есть самовар с трубой.
А в пустом шкафу, на который, видимо, подстаканников не хватило, нас ждет нерпочка.
Недостаточно набрать несколько десятков экспонатов и поставить их за витрину, чтобы назвать получившееся музеем. Если это музей, то предполагается, наверное, что посетитель должен найти в нем ответы на какие-то вопросы.
Когда и как в России зародились традиции чаепития? С чем это было связано? А в других странах такого нет? А когда в вагонах появились титаны? А всегда пили из стаканов с подстаканниками или была другая посуда? А где еще использовались подстаканники: ведь изначально их придумали не для поездов? А где их производили и из чего на разных этапах?
Да, это любопытное пространство, в котором можно провести от силы минут 10 в ожидании поезда. Если посмотрел разворот паровоза, сходил перекусить в вагоне-ресторане, купил-сувенир в вагоне-лавке и набрал кипятка в кипяточной, то эта выставка подстаканников (назовите ее выставкой!) будет классным и весьма атмосферным продолжением дня. Но это никак не музей и не за 200 рублей.
Если честно, то я удивился. Раньше создателей Рускеальского проекта не подводило чувство вкуса. Все предыдущие объекты выглядели вполне достойно.
Впрочем в последнее время «Рускеальский экспресс», кажется, встал на коммерческие рельсы и уже не обслуживается так дотошно, как в первые годы. Пассажирам поезда не предлагают бесплатный чай, нет газеты, в наличии нет половины сувениров. Еда в вагоне-ресторане на троечку, а цены ого-го.
Это не отменяет восторга от масштаба проекта: две пары ежедневно курсирующих поездов под паровозами – это круто. Но «душа» уходит. Это, наверное, неизбежно при такой масштабируемости и коммерциализации. Неизбежно, но немного обидно.