Продолжаем наш текстовый сериал, в котором подробно и даже с известной степенью скрупулёзности наблюдаем за становлением героя и антигероя Жиля де Рэ. Разумеется, ведёт нас по этим тропкам Зои Лионидас, филолог, исследователь Европейского Средневековья.
- Зои, как там у нас во Франции дела? Явно ж не мир царит.
- Регент Франции Бедфорд, человек практичный и в высшей степени целеустремленный ставит себе целью завершить дело покойного брата и завладеть Анжу, тем самым оставив дофина без финансовой помощи и также без надежного тыла. Впрочем, на сей раз французы не собираются ограничиваться только обороной, вперед выдвигаются отряды под командованием таких прославленных военачальников как Этьенн де Виньоль, прозванный «Ла Гиром» - Гневом Божьим, его близким другом Потоном де Ксентрайлем и наконец, Амбруазом де Лоре.
Судя по всему, именно тогда нашему начинающему артиллеристу довелось свести знакомство с этими выдающимися знатоками военного дела. В скором времени им всем предстоит воевать бок о бок, под знаменами Жанны.
А пока война идет со всем остервенением, ни англичане, ни французы не щадят ни своих ни чужих, особенно в этом усердствует Ла Гир, чьи расправы над мирным населением входят едва ли не в поговорку. С подобными знакомцами Жилю вряд ли возможно было научиться хорошим манерам, впрочем, как мы видели, куртуазностью он и без того не блистал.
- Эти события сильно повлияли на нашего героя?
- Именно во время битвы за Анжу произойдет два события, которые станут переломными в карьере и жизни будущего маршала. Первым из них без сомнения, была осада мощной крепости Ле Люд, где заперся английский гарнизон под командованием некоего «капитана Блэкберна».
- Крепкая и вправду эта крепость?
- В прежние времена эта крепость почиталась неприступной – четырехугольник мощных каменных стен, с башнями с четырех сторон, а также глубокий наполненный водой ров. Однако, в этом сражении о себе в первый раз заявила артиллерия Жиля де Рэ. Наш герой столь мастерски сумел расположить кулеврины и бомбарды, и сделать обстрел города столь метким, что в скором времени английский гарнизон вынужден был запросить пощады, и сдать крепость на милость победителя – без всяких условий, а слава о молодом артиллеристе прогремела на всю Францию.
Не останавливаясь на достигнутом, Жиль также сумел отличиться при осаде Маликорна и замка Румфор, который в прежние времена также почитался неприступным, но вынужден был сдаться, не выдержав плотного огня французских пушек. Здесь в плену вместе с англичанами оказалось множество «французских предателей», с которыми Жиль никоим образом не собирался церемониться, так что их тела в скором времени закачались на ближайших деревьях.
- Суровый нрав проявился. Впрочем, как пел советский Д'Артаньян: "А ля гер ком, а ля гер, другом не зови, ни труса, ни лжеца". Серьезное поражение англичанам.
- Англичане вновь вынуждены были уйти с уроном, Анжу осталось непокоренным и пребудет таковым вплоть до конца войны, а Жиль де Рэ, в награду за военные подвиги, смог надеть на себя золотые рыцарские шпоры. Нам неизвестно, в какой момент это случилось, и была ли церемония устроена ради него одного или (как это чаще происходило) для целой группы молодых людей, однако, большей своей частью современные исследователи склоняются к тому, что для нашего героя это была награда за славную осаду крепости Ле Люд.
И здесь же в Анжу, происходит встреча, которая, возможно, окажется для него роковой. О ней он рассказал сам, во время собственного процесса, однако же, по тем или иным причинам не назвал имени своего нового приятеля, а судьи также не проявили к этому моменту особого любопытства.
- Как интересно! Что за встреча такая?
- Во время битвы за Анжу, наш герой свел знакомство с неким «рыцарем, уроженцем сего герцогства», страстным поклонником алхимии и колдовства. Позднее этот неизвестный за свои увлечения угодит под следствие, но пока что он успевает одолжить нашему герою некую книгу, с описанием того, как превратить в золото неблагородные металлы – в частности ртуть и свинец. Жиль с самого детства – страстный поклонник книжной мудрости, все, знавшие его, скажем так, со светлой стороны, отмечали, что во все походы он возил с собой любимые книги французских и римских авторов, и на любом привале с головой погружался в чтение. С алхимией он видимо, был до этого времени незнаком, или знаком очень поверхностно, так что новый предмет сразу раздразнил его любопытство.
- И как? Удалось добыть золото?
- Увы, как все фолианты подобного типа, книга была написана заведомо сложным и двусмысленным языком, целью которого было скрыть «сокровенное знание» от непосвященных. Посему, чем больше вчитывался наш герой в загадочный текст, тем более у него возникало вопросов, ответов на которые ни сама книга, ни его новый приятель, не могли или не желали ответить. Впрочем, приходило время уезжать, посему, возвратив книгу хозяину (который затем очутился под следствием, и окончательно пропал из письменной истории), наш герой вернулся в действующую армию, и на время забыл о прочитанном, ситуация к тому не располагала. Но придет время, и он опять вспомнит об алхимии, как мы знаем, с самыми для себя плачевными последствиями.
- Ну хорошо, золото добывать не получилось. Предстояла тогда обыкновенная служба?
- Следующий год, 1428 ознаменовался для нашего героя весьма почетным назначением. Его непосредственный начальник и друг, Жак де Бомануар, получил под свое начало крепость Сабле, и немедля назначил нашего героя начальником городского ополчения.
Впрочем, Бедфорд, присоединивший к своим основным титулам звания герцога Анжуйского и графа Мэнского, упорно не желал признавать себя побежденным. Новое наступление должен был возглавить Джон Тальбот – один из талантливейших военачальников того времени, причем в случае успеха, Бедфорд пообещал ему земли и титула дальнего родственника нашего героя – некоего де Лаваль-Гильона. Впрочем, и на сей раз успехи англичан ограничились тем, что в их руках оказалась крепость Лаваль, а в плен к Джону Тальботу попал Андре де Лаваль-Лоеак, за которого был истребован выкуп в 16 тыс. золотых экю. Как того и требовал обычай, мать – Анна де Лаваль, для того, чтобы скорейшим образом собрать требуемую сумму, призвала на помощь родню. Нам известно, что Жиль раскошелился для двоюродного брата на тысячу экю, дедушка – Жан де Краон – оказался щедрее ровно двое. Кроме того, англичанам удалось в короткое время вернуть себе Ле-Ман, потерянный в результате неожиданного удара, который предприняли войска Бомануара, Потона и Жиля де Рэ. Дело в том, что празднуя свою победу, французы попросту перепились и посему позабыли о несении часовой службы. Результат не замедлил сказаться – их выбили вон, в крепости снова укрепились англичане…
и продолжению следовать.
Все серии можете найти по этой ссылочке . Не пропустите выход новой серии. Подписывайтесь на "11 ЭКЮ", делитесь с друзьями в соцсетях. Ждем Вас и в нашем теплом уютном Телеграм-канале.