Найти в Дзене

Авантюрист, шпион и любитель русской сцены (И.Ф. Манасевич-Мануйлов)

До 14 августа 2022 года в Театральном музее Петербурга работала интереснейшая выставка, посвященная тайному агенту, знатоку театра и собирателю богатейшей театральной коллекции – Ивану Фёдоровичу Манасевичу-Мануйлову.

Это партнёрский проект Театрального музея и Театральной библиотеки. Он объединяет две части коллекции Мануйлова, которая в 1919 г. была разделена между двумя учреждениями и сохранилась двумя частями — в музее и в библиотеке. Идея была — реконструировать коллекцию на основе собраний музея и библиотеки.

О Манасевиче-Мануйлове известно немного, как и положено агенту охранки. На допросах и в документах он умудрился давать такие уклончивые ответы, что исследователи пробиваются сквозь туман. В каком году и где он родился? Кто были его родители, какая его настоящая фамилия при рождении? Как он оказался в Петербурге? Когда был завербован?

При сопоставлении немногих фактов выясняется, что родился он в еврейском местечке. Ссыльный купец Манасевич-Мануйлов (осуждённый за подделку ценных бумаг) покровительствует мальчику и даёт образование в гимназии Гуревича. Принимает крещение он и его покровитель (лютеранин или православный – сведения разнятся). Кстати, на выставке есть материалы, которые хранятся в Государственном архиве Российской Федерации Москве (ГАРФ). Дело агента Сапфира - многостраничное, но малоинформативное для его биографии.

А дальше – Петербург, Ватикан, Париж. Иван Фёдорович владеет французским, немецким, английским и итальянским, он легко сходится с людьми в разных странах, разного сословия. И умеет их обворожить. Служит в Департаменте полиции с 18 лет. Его послужной список изумляет: в Ватикане он агент по римско-католическим делам (был аккредитован при Папской курии). В русско-японскую войну втирается в доверие к главе японской разведчики и достаёт японский дипломатический шифр. Даёт сведения о минировании Суэцкого канала, что позже подтверждается. Ведёт политическую контрпропаганду в Европе.

-2

На допросе, проводимом Чрезвычайной следственной комиссии Временного правительства, о своих политических предпочтениях выразился примерно так:

«Конечно, я поддерживаю государственную власть. У власти умные и образованные люди: Плеве, Витте, Столыпин, а революционеры сплошь дураки».

Карьера сыщика и полицейского внезапно закончится: официальный и соперничающий департамент полиции после доноса отстраняет Манасевича от дел в 1906 году. Списанный и рассекреченный шпион – жалкое зрелище. Но не Манасевич. Он работает журналистом и поставляет много тонких политических сведений русскому обществу. Кто лучше его посвящён в эти тайны? Печатается в газетах «Новое время», «Вечернее время». Публикует путевые очерки о воюющей Европе. А ещё он беседует с коронованными особами, Распутиным, Витте, Гапоном, Азефом, Сарой Бернар, Кшесинской и многими другими.

Афиша из кабаре "Бродячая собака" 1914 года - сохранил именно Манасевич.
Афиша из кабаре "Бродячая собака" 1914 года - сохранил именно Манасевич.

Среди его друзей и знакомцев – деятели культуры Серебряного века. Он любитель балета, оперетты и драмы, поэтому в свою богатейшую коллекцию (более 3000 наименований) собирает письма, фотографии с автографами артистов, балетные туфельки с дарственными надписями, афиши кабаре «Петрушка» и «Бродячая собака». Ему принадлежат переводы и переделки французских комедий, водевилей и фарсов, которые были очень популярны на рубеже веков (правда, специалисты говорят, что писатель он плоховатый). Но ведь идёт с успехом его антинемецкий водевиль в годы Первой мировой!

Гуляка, бонвиван, авантюрист, жулик, обаятельный собеседник, дамский угодник и хитрый агент. Человек без правил и верно служащий империи. Театрал и коллекционер. Еврейский Эраст Фандорин. Сплошной парадокс.

После официального брака у него есть гражданская жена драматическая писательница Надежда Доренговская, пользующаяся его полным доверием и любящая его. Есть и любовница актриса Лерма (Екатерина Орловская Орловская). Именно Доренговская продаст Театральной библиотеке и музею обширную коллекцию Манасевича после его смерти и таким образом обогатит фонды музея.

-4

А погибнет Манасевич в 1918 году, по приговору тройки будет расстрелян. Повод – поддельный паспорт (он собирался эмигрировать) и связи в прошлом с французской контрразведкой. Знали бы убогие красноармейцы, какая крупная рыба им попалась! Эх, какая яркая жизнь мелькнула перед глазами 47-летнего Ивана Фёдоровича Манасевича-Мануйлова!

Фото с выставки
Фото с выставки

Выставка сделана со вкусом: художник оформил всё в чёрно-белой гамме. На стенах – рисунки, воспроизводящие жизнь тайного агента (есть даже интерактивный «оживающий» – Иван Фёдорович пишет письмо Кшесинской). Предметы, рисунки театральных художников, письма знаменитых людей, материалы допросов, дело агента по имени «Сапфир». В аудиоприложении – спиритический сеанс (интервью Елены Михайловны Федосовой с героем выставки, где он отвечает на разные вопросы о себе, проясняет туманные моменты своей биографии).

А вот фотография – сохранилась единственная – за общим столом. Что ж, тайному агенту не пристойно фотографироваться.

Крайний слева - И.Ф. Манасевич-Мануйлов. Обратите внимание на его настороженную и закрытую позу.
Крайний слева - И.Ф. Манасевич-Мануйлов. Обратите внимание на его настороженную и закрытую позу.

Кураторы выставки - Елена Федосова (Театральный музей) и Татьяна Синельникова (Театральная библиотека).

-7