Найти в Дзене
Музей истории религии

Реставрационный проект Музея. Нужна Ваша помощь!

Музей истории религии в год своего 90-летия начинает сбор добровольных пожертвований.

Каждый из Вас может приобщиться к истории музея, внеся свой вклад в его развитие. Благодаря Вам мы сможем реализовывать масштабные выставочные проекты и просветительские программы. Одним из направлений, требующих дополнительных источников финансирования является реставрация. Мы приступаем к реставрации уникального предмета, который никогда ранее не экспонировался и должен стать в 2023 г. центральным экспонатом на выставке «Гневные божества и их обители в искусстве тибетского буддизма». Реставрация предстоит сложная, длительная и дорогостоящая. Вы можете присоединиться, совершив пожертвование он-лайн или в кассе музея.

Свиток Палден Лхама. Лицевая сторона
Свиток Палден Лхама. Лицевая сторона

Посильный вклад каждого из Вас для нас очень важен. Мы заранее выражаем Вам искреннюю признательность!

Сделать добровольное пожертвование можно на самой крупной краудфандинговой платформе России Planeta

А теперь об экспонате, который предстоит отреставрировать нашим мастерам.

КАНГДЗЕ ПАЛДЕН ЛХАМО

Ткань хлопчатобумажная, двусторонний грунт, минеральные краски, шелк.

Размеры общие: 179 х 78 см; живописное зеркало: 156,5 х 54 см.

Кангдзе - жанр тибетской религиозной живописи. Его иконографической особенностью является то, что ездовое животное божества, его атрибуты, одеяния, украшения и подношения представлены так, будто в них облачен реальный персонаж, однако фигура самого божества отсутствует. Эта особенность породила миф о «невидимом божестве», которое якобы можно увидеть только в процессе медитации. В действительности же,  фрески и свитки в жанре кангдзе, оформлявшие святилища и храмы буддийских божеств, одновременно символизировали божество и выступали в роли подношений ему.

Кангдзе из собрания Государственного музея истории религии посвящено Палден Лхамо  (букв. с тибетского «Великолепная богиня») – одному из главных гневных божеств-защитников тибетского буддизма. Палден Лхамо считается защитницей главенствующей в Тибете буддийской школы Гелуг, личным покровителем далай-лам и правительства Тибета.

На свитке в качестве подношений божеству изображены дикие звери. Яки, тигры, медведи, волки, шакалы, бараны описываются в канонической литературе как «любимцы» Палден Лхамо, обитающие в её мифической стране. Некоторые из них дерутся между собой и поедают своих жертв, что символизирует ярость и беспощадность к врагам буддийского учения. Так же в роли подношений выступает оружие: ножи, серпы, трезубцы, копья, топоры отсылают к различным аспектам духовных практик буддизма. «Для услады» пяти органов чувств предназначены «мирные» подношения божеству (зеркало, лютня, фрукты, ткани), а представления буддизма об устройстве вселенной и человека находят свое отражение в символике «гневных» подношений - чаш из черепа.

Свиток Палден Лхамо. Фрагмент
Свиток Палден Лхамо. Фрагмент

Состояние сохранности:

Произведение выполнено на тонкой х/б ткани, с тонким двусторонним грунтом. По краям пришиты 4 полосы шелка, шов ручной, с дополнительной проклейкой по всему периметру.

По всей поверхности живописного полотна обширные бурые затеки и втертые  сажепылевые загрязнения, деформации (складки, морщины, жесткие изломы), осыпи красочного слоя и грунта в местах изломов ткани, точечные проколы и многочисленные прорывы по всей поверхности.

С оборотной стороны поверхность сильно загрязнена, потёрта. Осыпи грунта по всей поверхности. Заломы и измятость ткани, высыпание нитей по краям обрамления и ткани живописного поля.

Свиток Палден Лхамо. Оборотная сторона.
Свиток Палден Лхамо. Оборотная сторона.

Необходимые реставрационные мероприятия:

Демонтаж обрамления и удаление старого клея по краям живописного поля.

Удаление поверхностных загрязнений механическим путём с обеих сторон.

Удаление устойчивых загрязнений полусухим способом.

Промывка живописной поверхности и обрамления водно-спиртовым раствором.

Удаление затёков, пятен химическими реагентами.

Укрепление красочного слоя и грунта с лицевой и оборотной сторон.

Подклеивание и заделывание разрывов на живописном поле и обрамлении.

Восполнение грунта в местах утрат, укладка осыпей красочного слоя, располировка, тонирование.

Отглаживание,  развальцовывание ткани полей обрамления и его присоединение к живописному полотну комбинированным способом.