Найти в Дзене
Русский Менеджмент

Процессный подход к управлению как способ увеличения прибыли

Оглавление

Почему так важно выделять процессы в компании?

Любая компания в ходе своей деятельности приобретает какой-то опыт, знания и практические модели относительно того, как действовать на рынке наиболее эффективно:

  • как работать с клиентами;
  • как производить продукты;
  • как продвигать эти продукты на рынок.

Знания и компетенции накапливаются, происходит непрерывное обучение на собственных ошибках и примерах успешных конкурентов.

Процессы образуют стержень деятельности, некую основу структуры практической деятельности компании, её скелет.

Именно процессный подход позволяет преобразовать компетенции и накопленный компанией опыт в некие эталонные формы: стандарты, инструкции, готовые шаблоны работы, которые уже доказали свою эффективность.

Что происходит, если в компании не описаны бизнес-процессы?

В этом случае каждую задачу, которая возникает, организация будет вынуждена решать, как новую.

При этом теряется эффективность и падает скорость работы, поскольку нет отлаженного регламентированного взаимодействия между сотрудниками, нет четких правил и инструкций, как действовать в конкретной ситуации.

Как вы считаете, какая деятельность эффективнее: организованная или неорганизованная? И что было бы, например, при возникновении внештатных аварийных ситуаций, если МЧС, Армия и пр. действовали неорганизованно?

Именно процессы, которые выявлены и подробно описаны, позволяют сделать деятельность вашей компании организованной. Когда вы зафиксировали лучший опыт – можно планомерно, последовательно, звено за звеном проводить улучшения.

Имея четкую структуру, вносить изменения, вводить новые переменные – просто, а при отсутствии системы любые изменения в компании будут внедряться хаотично, результат в этом случае будет непредсказуем и неуправляем.

Процессный подход превращает деятельность в устойчивую и структурированную систему, которой можно управлять. Систему, которая приносит предсказуемый, понятный, запланированный результат.

Если вы можете управлять деятельностью организации – вы можете влиять на финансовый результат.

Внедрение процессного подхода позволяет улучшать финансовые показатели, за счет возможности вносить изменения последовательно, оценивая их эффективность.

Что такое процесс?

Процесс – это устойчивая, целенаправленная совокупность действий, преобразующих входы в выходы, представляющие ценность для потребителя.

Основные свойства процессов:

  1. Повторяемость последовательности действий, воспроизводимость;
  2. Наличие цели;
  3. Наличие выхода (результата);
  4. Наличие потребителя результатов;
  5. Наличие входа (ресурсов);
  6. Наличие поставщика ресурсов.

Процесс – это повторяющаяся последовательность действий, именно повторяемость – ключевой признак любого процесса.

Примером может быть процесс годового планирования. Осуществляется раз в год, это одна и та же последовательность действий, которая преобразует определенную входную информацию в конкретный результат. Годовое планирование – это последовательность действий, которая ежегодно приводит к одним и тем же результатам, следовательно, это процесс. Такое определение можно применить к любому процессу.

Если какая-то последовательность действий в вашей организации воспроизводится раз в день, раз в неделю, раз в месяц или хотя бы раз в год, вероятнее всего, речь идет именно о процессе.

Большим заблуждением будет считать, что всю деятельность компании можно описать в виде процессов.

В хорошо организованной и структурированной компании на долю процессов приходится только 40-60% деятельности сотрудников.

Вся остальная деятельность мало структурирована: совещания, коммуникации между сотрудниками, обучение и пр. Такая деятельность может быть очень важной и нужной для организации, имеет вход и выход, но при этом не обладает основными признаками процессов: воспроизводимость и повторяемость.

4 типа процессов

Обычно выделяют 4 типа процессов в компании:

  1. Основные процессы;
  2. Обеспечивающие процессы;
  3. Процессы развития;
  4. Процессы управления.

Основные процессы

Основные процессы образуют сквозную цепочку создания ценностей для клиентов компании.

  1. Дают результат в виде конкретного продукта для внешнего клиента (конечный потребитель товаров и услуг).
  2. За счет средств клиента (не инвестиции).
  3. Для каждого вида бизнеса цепочка процессов отличается от других.

Основные процессы производственной компании могут выглядеть так:

-2

Обеспечивающие процессы

  1. Создают результат (продукт) для внутренних клиентов (внутренний потребитель).
  2. Оказывают косвенное действие на конечный результат, который получает внешний клиент (потребитель).
-3

Процессы развития

  1. Создают результат (продукт) для бизнеса.
  2. Цель – улучшить какие-то характеристики и показатели бизнеса: повысить прибыль, снизить затраты, повысить конкурентоспособность и пр.
  3. Выполняется за счет прибыли компании или привлеченных инвестиций.
-4

Каждый процесс развития создает какой-то актив, который нужен бизнесу. Процесс создания нового продукта или услуги – это типичный процесс развития, в который мы инвестируем. Процессы развития удобно структурировать по видам активов.

Процессы управления

  1. В отличие от других типов процессов – ничего не производят, не создают конечного продукта.
  2. Без процессов управления другие процессы не согласованы, не обеспечены ресурсами и не достигают целей организации.
  3. В отличие от других типов процессов, все процессы управления имеют одинаковую структуру в каждой предметной области и на каждом уровне управления компанией.
-5

В чем заключается процессный подход к управлению

-6

Выявить все процессы, необходимые для управления организацией.

Сколько у вас процессов в компании?

Определить последовательность процессов и их взаимосвязи (вход и выход).

Определить критерии и методы измерения результативности процессов.

Как вы будете измерять результаты и показатели процессов?

Убедиться в наличии ресурсов и информации, необходимых для выполнения процессов и их мониторинга.

Нужно постоянно заботиться, чтобы каждый процесс был обеспечен ресурсами.
Ресурсов (людей, информации, средств) может не хватать. В этом случае процесс описан, но не может выполняться.

Наблюдать, измерять и анализировать процессы.

Получать фактические данные, сравнивать – достигаем или не достигаем запланированных результатов. Принимать решения, что можно улучшить и каким образом.

Улучшать: проводить мероприятия, необходимые для достижения запланированных результатов и постоянного улучшения процессов. В компании должен действовать цикл непрерывного совершенствования бизнес-процессов.

А в какой степени процессный подход реализован у вас в компании?