В структуре Смоленской АЭС транспортный цех организован в 1995 году, хотя история его началась значительно раньше. Локомотивы курсируют с 1974 года, когда сдали в эксплуатацию подъездной железнодорожный путь от станции Аселье до строящейся атомной станции, а в Управлении строительства образовали железнодорожный цех. Накануне профессионального праздника я пообщалась с сотрудниками подразделения. Очевидно, это коллектив увлеченных людей, любящих свое дело.
Наши люди
Первый документ о железнодорожниках Смоленской АЭС, найденный в архиве, – приказ от 3 февраля 1995 года о создании транспортного цеха и назначении начальника Виктора Калугина. Ядро коллектива тогда и сформировали выходцы из железнодорожного цеха Управления строительства и сотрудники из ремонтно-строительного цеха. До сих пор работают, имея за плечами солидный трудовой стаж, ветераны: Нина Киселева, Галина Бобкова, Татьяна Годунова, Галина Дунай, Валентина Якушева, Елена Шумилова, Александр Фокеев, Николай Тырцев.
Уже в начале 2000-х ТрЦ стал крупной производственно-хозяйственной структурой. И Сергей Жовнер, к тому времени ставший за штурвал цеха, называл свою команду не иначе как «моя боевая сотня». Одна из единиц этой сотни – Нина Киселева, она помнит, как делали капитальный ремонт железнодорожных путей, строили новый административно-бытовой корпус станции «Промышленная», цеховой профсоюз во главе с Надеждой Башмаковой устраивал праздники и экскурсии в Москву, Санкт-Петербург, Минск, Брянск, по Золотому кольцу России.
Цех –второй дом
С 2013 года цехом руководит Ольга Рапп. Персонал, хоть и стал поменьше численно, успешно решает свои задачи, являясь связующим звеном между поставщиками и цехами-заказчиками. Своевременно завозит на энергоблоки свежее ядерное топливо для реакторов и вывозит отработавшее на ХОЯТ, а с 2021 года отправляет спецсоставы к месту специализированного хранения. Принимает химические реагенты, мазут и цемент, транспортирует РАО и другие грузы.
Самая многочисленная дружина в цехе – железнодорожный участок: в подчинении Сергея Ковалькова более 40 человек. Это локомотивные бригады (машинисты, помощники и составители поездов), дежурные стрелочных постов, железнодорожных станций, приемосдатчики, монтеры путей, осмотрщики вагонов.
– Я пришла в 1987 году совсем девчонкой, окончив в Москве железнодорожный техникум, начинала стрелочницей, – рассказывает дежурная по железнодорожной станции Елена Шумилова, продолжатель династии. – Во времена стройки был невероятный поток, составы шли один за другим, работали несколькими локомотивами, по 2-3 раза в сутки ездили на станцию Аселье грузы принимать, только щебня было до 120 вагонов.
Галина Бобкова – тоже из семьи железнодорожников и тоже стояла у истоков цеха. Отучившись в Брянске, приехала строить атомный гигант и осталась верна выбранной профессии. Уже
35 лет работает в одной должности – дежурной по железнодорожной станции – и получает от своей специальности удовольствие. «Заразила» любовью к железной дороге и дочь. Полтора десятилетия Валентина Сачихина трудится рядом с мамой, она – приемосдатчик, а начинала дежурной стрелочного поста.
– Очень нравится, – говорит Валентина. – У нас отличный коллектив, сложились хорошие взаимоотношения, если экстренно нужно подмениться, коллеги всегда придут на помощь. И руководство всегда поддерживает. Если сюда пришел, вряд ли захочешь поменять место работы. Можно сказать, что цех – второй дом.
Согласна с Валентиной и дежурная стрелочного поста Олеся Титова, которая 22 года назад пошла по стопам матери Надежды Домрачевой. Привыкла к 12-часовым сменам по графику.
– С 1989 года я монтер путей в цехе, думаю, это призвание, –говорит Александр Фокеев. – Родом из Казахстана, после школы по комсомольским путевкам работал на стройках Якутии, Архангельской области. На Смоленщину тоже приехал по комсомольской путевке. В Десногорске решил обосноваться, здесь нашел свою вторую половинку, создали семью. Очень рад, что к празднику отраслевой профсоюз отметил меня благодарностью.
Гордость за профессию
За ремонт подвижного состава, механизмов и контрольно-измерительных приборов отвечает небольшой, но мобильный коллектив ремонтного участка – слесари, механик, электрогазосварщик – во главе с Александром Черняцовым. Также есть в структуре цеха ревизор по безопасности движения, инженеры, инспектор, заведующий складом, экономист.
– С детства мечтал, как отец, стать железнодорожником, машинистом локомотива водить поезда, да и с техникой всегда был на «ты», – рассказывает начальник депо Александр Черняцов. – Окончил училище в Украине и спустя время вернулся на малую родину, немного поработал в ЦЭМе и уголовном розыске, но железная дорога тянула, видел зеленый тепловоз, который бегал по путям, слышал звук гудка. Все сложилось в 1996 году, меня приняли в транспортный цех, горжусь своей профессией.
Гордится принадлежностью к четвертому поколению семьи железнодорожников и заместитель начальника ТрЦ Максим Жовнер, уверен, что никем другим не мог стать.
– Железнодорожное направление – сфера развивающаяся, внедряются новые технологии, инструменты, постепенно облегчая физически сложный труд монтеров путей и ремонтников подвижного состава, – говорит он. – Своим коллегам желаю всегда работать дружной командой, от их профессионализма и ответственности зависит безопасная доставка важных для атомной станции грузов. Пусть все будут в строю, а коллектив пусть пополняется свежей силой, впереди у нас зеленый свет в будущее, где объемы задач будут расти, особенно под строительство новых энергоблоков Смоленской АЭС-2.
Ольга Рапп, начальник транспортного цеха:
– Наша специфика – обеспечение железнодорожной доставки грузов на Смоленскую АЭС, внутристанционные грузовые перевозки, включая транспортировку ядерных материалов и РАО. А для того, чтобы все бесперебойно и безопасно перемещалось, ремонтируем пути с помощью подрядных организаций и нашей путейской бригады, следим за состоянием тепловозов. Эти цеховые задачи мы выполняем, чтобы в домах было светло и тепло. Очень приятно быть частицей большой семьи атомщиков, вносить свою лепту в производство электроэнергии.
Я благодарна нашему сплоченному коллективу, прекрасным специалистам, мастерам своего дела за трудолюбие и добросовестность, активную жизненную позицию, умение подставить друг другу плечо, открыто говорить о возникающих проблемах и сообща их решать, справляться со сложными ситуациями. Мы – единое целое, звенья одной цепи. Сотрудники постарше с готовностью передают накопленный опыт молодежи, а молодежь учится, обогащает знания. Мы не забываем своих ветеранов, ушедших на заслуженный отдых. Эта гвардия остается для нас примером.
От всей души поздравляю коллег с Днем железнодорожника. Желаю профессиональных успехов и развития. Пусть все пути и стрелки будут в правильном направлении, пусть горит зеленый свет любым начинаниям и желаниям. Здоровья вам, силы духа и тепла, энергичности, целеустремленности, процветания, благополучия и всего самого лучшего.