Первая часть
Вторая часть
Третья часть
Четвертая часть
Пятая часть
Шестая часть
Седьмая часть
Восьмая часть
В предшествующих двух частях рассказывалось о том, как Центральный Институт исследования боевых искусств в Нанкине проводил оптимизацию и унификацию рукопашной техники, отобрав наиболее практичные с их точки зрения техники ног, привнеся туда технику английского бокса. Напомню, что общей линией реформ была эффективность обучения и понятность (прозрачность) методического подхода для занимающихся. И эта методика обучения должна была быть единой для всех компонентов образовательной программы. Теперь пришло время рассказать о борьбе.
После своего создания в 1928 году Центральный Институт исследования боевых искусств был первоначально разделен на два факультета: Шаолинь и Удан, так как ошибочно считали их центрами происхождения стилей ушу. Однако, после исследований методического отдела, отказались от концепции происхождения ушу из каких либо центров (их на тот момент уже было куда больше) и признали
изначально свойственным нашему народу проявлением.
Разделение на два факультета отменили, сперва сделали один общий, но что-то опять пошло не так...
Так как Ван Цзыпин, ранее декан Шаолиньского факультета в то время, был чрезвычайно искусен в борьбе, он активно продвигал идеи важности бросковой техники.
Вскоре к нему прислушались и ввели разделения на три класса:
рукопашные техники (на самом деле 拳术 quánshù);
борьба (摔角shuāijiǎo);
оружие (器械 qìxiè).
Как отдельно изучаемая дисциплина, после этого #борьба значительно повысила свой статус. Она становится обязательным предметом экзаменов в конце года для студентов всех гошугуаней страны и, что крайне важно, обязательной дисциплиной на Национальных испытаниях по боевым искусствам.
И тут есть интересный момент, обычно скрытый от наших поклонников китайских боевых искусств. Китайская республика возникла как итог антиманьчжурской борьбы, и протестные настроения против всего наследия оккупантов были крайне высоки. Увы, #шуайцзяо это не тоже миновало (окончательно китайским оно стало лишь при КНР - как следствие политики интернационализма). Но в Центральном институте выбрали интересное решение: так как многие преподаватели Института обучались в Японии, то преподавать стали некий синтез из японской, маньчжурской и китайской техники, делая упор, судя по всему, на методологию дзюдо. Ибо она была на тот момент наиболее хорошо проработана методологически для преподавания в учебных заведениях.
Что касается Первого национального экзамена, то предварительный отборочный экзамен подразумевал последовательность прохождения аттестаций по рукопашке, борьбе и технике владения оружием. А вот основная часть мероприятия, поединки, как раз и была по этим трем дисциплинам. И не удивительно, что победители соревнования, Чжу Гофу, Ян Фау, Ма Юфу, Ян Шивэнь, Ма Чэнчжи, которые были лучшими на Первом национальном экзамене, а также Тун Чжунъи, Ма Инту, Ян Суншань, Го Шицюань показали отличные борцовские навыки. Сама система обучения в институте готовила их к этому.
Акцент на борьбе в Нанкинском Институте Гошу привел к исследованиям и горячей дискуссии в кругах боевых искусств того времени. Впервые началось систематическое изучение происхождения, технических действий, принципов и ценности борьбы для боевых искусств. Всё это вызвало ожесточенные споры о том, «что лучше или хуже» между китайской техникой «быстрых бросков» (快摔 kuàishuāi), маньчжурской борьбой и японским дзюдо.
Благодаря своим исследованиям Центральный институт боевых искусств опубликовал ряд интересных учебников по борьбе, которые неразрывно связаны между собой и с самим Центральным институтом исследования боевых искусств. Но об этих книгах и о том,как проходило развитие борьбы в годы Китайской республики - уже скоро в отдельной статье.
Дм. Моисеев. СПб - 2022