Когда было придумано колесо? Вряд ли кто нибудь, толком сможет ответить на этот вопрос. Предположительно самые древние известные колеса, относятся к четвертому тысячелетию до н.э. в Месопотамии. Думаю даже это неверное предположение. Скорее, как только первобытный человек понял, что катить удобнее чем таскать, было придумано первое колесо. Сейчас без этой детали, практически не может существовать цивилизация - от колесиков в часах, до шасси самолетов. Движение всех механизмов, составляет основу жизнедеятельности. Без колеса не будет ни хлеба, ни питьевой воды. К чему это длинное вступление? Чтобы читатель на минуточку задумался, масштабы значения обычного колеса и её деталей.
Теперь, вернемся к нашим реалиям. Уже ни для кого не секрет, что встали вагоностроительные заводы, некоторые предприятия в области, о котором лучше не напоминать с некоторых пор, в общем многие отрасли где используются подшипники. Они требуются везде - в турбинах, в колесах, в двигателях, даже в самокатах. То есть, это практически самая важная деталь любых механизмов. Кассетные подшипники, которые требуются тому же вагоностроению, Россия покупала у трех компаний - Timken и Brenco (США), а также шведская компания SKF. Более того, в России построены их производственные мощности, казалось бы чего проще - они ушли, встань на их места и "импортозамещай". Вся беда в том, что собирали то здесь, но комплектующие были все же импортными. Как с "Вкусно и точка" вместо макдака, здесь никак не получится. Чтобы читатель понял, что значит прекращение поставок скажу- одних только кассетных подшипников для вагоностроения эти предприятия выпускали по 500 тыс. штук в год. Теперь их нет, новые вагоны строить невозможно из за отсутствия основных комплектующих, а старые вагоны как ремонтировать, тоже стал извечно популярным вопросом "что делать?" Никто почему то сейчас, не задает вопрос - а как так получилось то, что судьба всей железнодорожной отрасли стал зависим от двух американских и одной шведской компании?! Как же мы раньше без них обходились? Чтобы узнать ответ на этот вопрос, не нужно уходить в далекое прошлое, стоит взглянуть на приказ Минтранса от 25 октября 2019 года, об обязательном монтаже подшипников кассетного типа на все вагоны в РФ (замечу особо - их выпускают только американцы и шведы, а мы к этому времени уже 5 лет, как жили под санкциями и Соловьев каждый вечер вовсю крыл Запад). До этого, использовались подшипники роликового типа, выпускаемые Вологодским и Степногорским подшипниковыми заводами. Тогда состоялось целое заседание, с участием Минтранса, Минпромторга представителей крупного бизнеса, РЖД и др. На тот момент 88% ж/д вагонов, стояли на роликовых подшипниках наших двух заводов (хотя Степногорский завод и стоял в Казахстане) Стоимость "переобувки" оценивалось в 300 млрд. рублей. Половина кворума выступала за роликовые подшипники, другая половина за кассетные. Здесь примечательны слова Председателя экспертного совета по железнодорожному транспорту П.Иванкина тогда - Люди, которые лоббировали этот приказ, потратили некое количество ресурсов, энергии для принятия такого решения и не отступят просто так. Будут продолжаться попытки его реализовать, возможно, в другой форме.
Казалось бы, в 2019 году стороны пришли к компромиссу - роликовые на старых оставить, новые вагоны уже выпускать на кассетных. Однако П.Иванкин оказался прав, теперь всё стоит на кассетных.
При этом, сегодня встала целая отрасль в России. Пардон, санкции производителей тех самых "выгодных" деталей. А что стало с нашими заводами?!
- Еще в 2010 году прекратил свое существование Томский подшипниковый завод.
- В 2020 году Самарский подшипниковый завод приказал долго жить.
- От подшипниковых заводов в Ижевске, в Казани, в Прокопьевске остались одни воспоминания.
- Под маркой же Вологодского завода, тут меня поймут автолюбители, идет то ли очень низкокачественная продукция, то ли банальная китайская подделка. Ни в одном магазине автозапчастей продавцы не рекомендуют эти подшипники. По слухам, завод на грани банкротства, здесь уже утверждать не буду, ибо документального подтверждения не видел.
Подчеркну - это как вы видите по датам, случилось совсем недавно. Тут разруху 90-х, уж никак за уши не притянешь. Стесняюсь спросить у тех, кто поиск "врагов народа" сделал первым пунктом устава патриота - никто не хочет привлечь к ответу, участников того заседания в 2019 году, обездвиживших теперь как видим, практически всю Россию?! Кому было выгодно - уже известно: столь ненавистные теперь американцы и шведы, кто выступал лоббистами -есть по фамильно в протоколе заседания (практически все - на тех же постах, или на других должностях), ущерб стране налицо - не знаю правда, миллиардами считать или триллионами - Минтрансу и Минэкономразвитию виднее. А к антимонопольной службе, вообще возникает вопросов - вагон и маленькая тележка - правда боюсь без кассетных подшипников не подкатишь их. И не переобуешь, своих то заводов уже не осталось, чтобы обратно переобуться. Да и зачем столько заморочек со столь высокими кабинетами, проще выявлять более опасных врагов - Шевчук например, никак не угомонится.
Интересно - если завтра, какая нибудь очень влиятельная и богатая компания, начнет выпускать квадратные колеса и щедро профинансирует лоббирование этой продукции, то сколько времени понадобиться нашим лоббистам, в приказном порядке поставить все авто в России на эти колеса?! Шутка конечно, хотя кто его знает...
На этом все, спасибо за внимание.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на канал, будьте в курсе последующих публикаций. Рад всем гостям и ПОДПИСЧИКАМ!