Найти тему

Часть четвертая. Наш комдив Василий Сталин.

Часть четвертая. НАШ КОМДИВ

фото из свободного источника в сети интернет
фото из свободного источника в сети интернет

Внимательно прочитал статьи, напечатанные в газете "Марийская правда", объединенные общей темой "Любовь и смерть Василия Сталина", а также воспоминания И.А.Ворончука "Баловень судьбы" и решил написать в вашу газету свои воспоминания о нашем командире 286 истребительной авиационной Нежинской Красно­знаменной ордена Суворова дивизии - Василии Иосифовиче Сталине.

В годы войны и в послевоенное время мне неоднократно при­ходилось встречаться с Василием Иосифовичем, и на страницах вашей газеты хочется поделиться своими воспоминаниями об этом человеке, тем более, что за последнее время в периодической печати очень много печатается материалов о жизни сыновей и дочери И.В. Сталина.

В октябре 1940 года Косолаповским райвоенкоматом я был направлен на учебу в Волчанскую военную школу авиамехаников. С началом войны занятия в школе велись по ускоренной программе. Больше обращалось внимания на изучение материальной части само­летов, их эксплуатации и ремонта в полевых условиях. В конце августа нас выпустили из школы и присвоили звания сержантов.

из личного архива Заболотских А.В.
из личного архива Заболотских А.В.

С группой товарищей я был направлен в I-й запасной истреби­тельный авиаполк, который базировался под Арзамасом на полевом аэродроме. В полку было много молодых летчиков в звании сержанта, которые учились летать на истребителях ЛаГГ-З.

В середине октября на аэродроме скопилось много самолетов Ли-2 ("Дуглас"), загруженных домашним имуществом, в самолетах жили женщины, дети и старики. Самолеты не вылетали, так как не было горючего.

В один из дней октября на аэродром в сопровождении началь­ства прибыл Маршал Советского Союза К.Е.Ворошилов. На аэродроме пробыл он недолго, но приезд его дал положительные результаты, из самолетов Ли-2 было выгружено все имущество и люди, посажены на машины и отправлены на железнодорожную станцию. А самолеты стали заправляться горючим и вскоре вылетели на Запад.

6 ноября 1941 года полк перелетел на аэродром г. Чебоксары. Это был аэроклубовский аэродром с дощатым ангаром да несколькими деревянными зданиями, в которых размещались столовая, командный пункт и другие службы. Жили мы в здании Дома Советов. В это время в городе находилось еще два или три авиаполка, но мате­риальной части они не имели. Наш полк продолжал готовить моло­дых летчиков-сержантов для фронта, полеты проводились почти каждый день.

Из личного архива Заболотских А.В.
Из личного архива Заболотских А.В.

Ноябрь 1941 года запомнился тем, что в этом месяце на Чебоксары были сброшены бомбы немецким бомбардировщиком.

Первая военная зима была очень холодной, морозы доходили до 45-47°С, но жизнь на аэродроме не останавливалась, техники и механики готовили самолеты к полетам и самолеты летали хорошо. Помню день 2 января 1942 года. В этот день я был дежурным по аэродрому. Часов в 12 дня произвел посадку самолет Ли-2 Дуглас. Он подрулил к ангару и выключил двигатели. С опера­тивным дежурным мы встретим этот самолет. Из него вначале вышел молодой летчик и сказал нагло, что прилетел майор В.И.Сталин. А за­тем на землю спустился из самолета и сам Василии Иосифович.

фото из свободного источника сети интернет
фото из свободного источника сети интернет

Одет он был в хороший летный комбинезон американского производства. Мы представились ему, после чего он задал лишь один вопрос - как можно добраться до города, ходят ли автобусы и легковые машины.

Я ответил, что до города автотранспорт не ходит, так как дорогу сильно замело снегом, но есть возможность быстро доб­раться до города на дежурных лошадях. Вскоре московские гости уехали на колхозных лошадях в город. А вечером мы видели Василия Сталина в летной столовой, он проходил по залу вместе с командиром полка.

Василий Сталин в то время служил в должности инспектора- летчика в Управлении ВВС Красной Армии. Он прилетел в Чебоксары для проверки хода подготовки молодых летчиков, знакомился с личным составом полков. Его особенно интересовали летчики, по­бывавшие в воздушных боях в первые дни войны.

В городе Василий Сталин пробыл около двух суток. На вто­рой день его пребывания всему личному составу полков, не имев­ших материальной части, утром были выданы деревянные лопаты, и в течение дня дорога на аэродром была расчищена. В день вылета к самолету Василий Сталин и его штурман (капитан) были доставлены на легковой машине.

В марте 1942 года меня с группой авиамехаников и летчи­ков направили в г. Люберцы для прохождения службы в 813-й истре­бительный авиационный полк, в составе которого довелось участ­вовать в боевых действиях на Калининском, Западном, I и 2-м Белорусском фронтах.

В городе Люберцы еще раз пришлось увидеть Василия Сталина. В ходе войны в газетах неод­нократно печатались сообщения об освобождении наших городов и взятии городов противника. В приказах Верховного Главнокоман­дующего не раз упоминалось соединение, которым командовал пол­ковник Василий Сталин.

фото из свободного источника сети интернет
фото из свободного источника сети интернет

После капитуляции Германии наш полк базировался на аэрод­роме Кляйн -Кенигсберг на правом берегу реки Одер.

из свободного доступа интернет
из свободного доступа интернет

6 ноября 1945 года я получил долгожданный отпуск для поездки на родину. Вернулся в часть в середине декабря, но на аэродроме наших "красноносых" самолетов Ла-7 уже не было. Они перелетели на Дальговский аэродром в Берлине. После войны у нас шло сокра­щение армии. Наш 8 ИАКЕК (командир Герой Советского Союза, генерал-лейтенант А.С.Осипенко) был расформирован, а 813-й истребительный авиационный Осовецкий Краснознаменный полк по приказу командования 16-й Воздушной Армии был передан в 286-ю истребительную авиационную Нежинскую Краснознаменную ордена Суворова дивизию, которой командовал полковник В.И. Сталин.

привет из Кенигсберга (из личного архива Заболотских А.В.)
привет из Кенигсберга (из личного архива Заболотских А.В.)

На аэродроме Кляйн-Кенигсберг я встретил несколько офи­церов штаба и командира полка подполковника В.И. Гориславского, которые стояли и разговаривали у самолета Ли-2. Я доложил командиру полка о своем возвращении из отпуска и попросил раз­решения лететь на Ли-2 на новый аэродром, на что мне В.И. Гориславский сказал, что вот подъедет командир дивизии В.И. Сталин, ты можешь обратиться к нему за разрешением.

генерал - майор авиации Гориславский В.
генерал - майор авиации Гориславский В.

Вскоре к самолету подкатила легковая машина, из нее вышел Василий Сталин и сопровождавшие его офицеры. Я подошел к пол­ковнику В.И. Сталину строевым шагом и доложил о возвращении из отпуска и попросил разрешения лететь на самолете Ли-2 в Дальгов. Он выслушал мой рапорт и махнул рукой, чтобы я быстрее забирался в самолет.

Вскоре заработали двигатели, самолет стал выруливать на взлетную полосу. Летчик дал полный газ, самолет очень быстро и плавно оторвался от земли и после разворота лег на заданный курс.

-9

Летели на низкой высоте. Через несколько минут полета самолет произвел посадку на Дальговском аэродроме. Этот аэрод­ром в то время был одним из лучших в фашистской Германии. Он технически оснащен очень хорошо, имелись хорошие здания для проживания личного состава полков. Недалеко от аэродрома находился особняк, в котором с семьей жил В.И. Сталин. Команд­ный пункт, штаб дивизии находились рядом с ангарами и мы очень часто видели Василия Сталина. Да он и сам часто заходил в казармы и общежития, где жили летчики, техники, механики и младшие авиаспециалисты.

обложка книги об аэродроме Далльгов-Добериц (из свободного доступа)
обложка книги об аэродроме Далльгов-Добериц (из свободного доступа)

Во время полетов Василий Иосифович нередко находился на командном пункте, встречался с летчиками и давал им опре­деленные указания, как лучше выполнить полетное задание.

Запомнился и такой эпизод. В конце 1945 года Василий Иоси­фович должен был лететь в Москву на день рождения отца и встречу Нового года, но погодные условия были очень плохие и вылет ему не разрешали. Он сильно волновался, приезжал на аэродром по нескольку раз в день и только 21 декабря - в день рождения Иосифа Виссарионовича - ему разрешили вылет. Он выле­тел в Москву на Ли-2 со своей семьей.

памятник советским солдатам в городе Дальгов ФРГ (из свободного источника)
памятник советским солдатам в городе Дальгов ФРГ (из свободного источника)

Хорошо помню зиму 1946 года. Днем на Дальговском аэродроме было построение личного состава 286 ИАД. Вскоре на машине подъехали командир корпуса дважды Герой Советского Союза генерал-лейтенант Е.Я. Савицкий и полковник В.И. Сталин. Перед строем диви­зии генерал Савицкий зачитал постановление Совета Министров СССР о присвоении Василию Иосифовичу Сталину звания генерал- майopa. Он прикрепил к шинели комдива генеральские погоны, поздравил его с генеральским званием и пожелал В.И. Сталину здоровья и успехов по службе.

фото механиков с аэродрома Рангсдорф (из архива Заболотских А.В.)
фото механиков с аэродрома Рангсдорф (из архива Заболотских А.В.)

Заброшенный аэродром Рангсдорф (из свободного источника)
Заброшенный аэродром Рангсдорф (из свободного источника)

Весной 1946 года наш полк перебазировался на аэродром Рангсдорф, южнее Берлина.

ныне заброшенный аэродром Рангсдорф
ныне заброшенный аэродром Рангсдорф

К нам очень часто на немецком самолете "Зибель" прилетал командир дивизии Василии Сталин.

самолет Зибель
самолет Зибель

Обычно его встречали командир полка В.И. Гориславский, начальник штаба полка подполковник З.Е. Козеницкий и другие офицеры полка.

Козеницкий (третий слева) из Википедии
Козеницкий (третий слева) из Википедии

Василий Иосифович ока­зывал большую помощь в организации обучения летчиков. Летом того же года на нашем аэродроме проводилось большее летно-так­тическое учение, на аэродроме были сосредоточены все типы само­летов, которыми была вооружена Советская Армия. Интенсивно велись полеты с различными заданиями, взлетали бомбардировщики, штурмовики, истребители. На аэродроме находились командиры армий и соединений. Во главе с Маршалом Советского Союза В.Д. Со­коловским. Среди них был и наш командир дивизии генерал-майор В.И. Сталин.

Маршал Соколовский В.Д.
Маршал Соколовский В.Д.

Вскоре после летно-тактического учения В.И. Сталин убыл от нас, его назначили командиром I-го истребительного авиа­ционного корпуса. Запомнился мне Василий Иосифович и тем, что он очень много внимания уделял развитию физкультуры и спорта в дивизии. Под его руководством была создана хорошая футбольная команда, был свой тренер. Команда часто выезжала на матчи к тан­кистам, артиллеристам и авиаторам и одерживала победы. Как правило, во главе футболистов выезжал и сам Василий Иосифович в сопровождении болельщиков из дивизии.

В полках 286 ИАД были свои футбольные команды, регулярно между ними проводились встречи. Проводились соревнования по волейболу и легкой атлетике. В соревнованиях принимали участие сами командиры. Командир полка В.И. Гориславский хорошо выполнял упражнения "на коне", а зам. командира полка майор Мака­ров (Герой Советского Союза) хорошие результаты показывал в прыжках в высоту.

Из Берлина привет (из архива Заболотских А.В.)
Из Берлина привет (из архива Заболотских А.В.)

В 286 ИАД была боевая партийная организация. Политотдел дивизии возглавлял полковник Ковалев. Дважды мне приходилось участвовать на собрании партийного актива дивизии, на которых присутствовал и выступал командир генерал-майор В.И. Сталин. Василий Иосифович был требовательным командиром, он добивался точного исполнения отданных распоряжении.

фото из свободного источника сети интернет
фото из свободного источника сети интернет

Таким и запомнился мне Василий Иосифович Сталин.

(см. газету "Марийскую правду" от 9 июня 1992 г.)

Подписывайтесь на канал, ставьте лайки и комментарии. Будем надеяться в живых еще остались ветераны полка, которым интересно будет вспомнить боевую молодость.

Если хотите поддержать канал, вот реквизиты для перечисления средств:

4279 3806 9050 4024 Сбербанк Елисей Александрович Г… (правнук Заболотских Анатолия)

В планах посетить московскую школу 625 сделать фотообзор музея боевой славы 813 ИАП, который создал и поддерживал на протяжении всей жизни наш дед. Возможен выезд в славный город Бобруйск.