Думаю, большинству знаком портрет Василисы Кожиной – знаменитой «старостихи Василисы», героини 1812 г. Он, кажется, и в школьном учебнике истории присутствует.
Многим, возможно, известно, что славная деятельность Кожиной в период Отечественной войны не слишком подтверждается историческими источниками. По сути главным, если не единственным, источником ведений о ней является статья, вышедшая в том же 1812 г. в петербургском журнале «Сын Отечества», в которой рассказывалось, как старостиха (то есть жена деревенского старосты) Василиса во главе группы крестьян отправилась конвоировать несколько плененных французов к ближайшему русскому воинскому начальству. Произошло это потому, что ее муж отсутствовал, еще ранее покинув деревню с той же целью. Как видим, тогда необычным и достойным удивления представлялся уже факт того, что женщина выступает в роли конвоира вражеских пленных.
Позднее рассказ о Василисе оброс подробностями, и она превратилась уже в предводительницу крестьянского отряда, совершавшего налеты на французов и их союзников. И тут уже фантазия «писателей» не знает пределов: «С течением времени, отряд Василисы разрастался, трофейного вооружения стало хватать на всех. Отряд переходит к более дерзким операциям. Начинаются нападения на строевые части французов. В основном по ночам, снимая часовых, партизаны Кожиной уничтожали целые роты французов. Дошло до того, что имя Кожиной дошло до ушей самого Наполеона!» (цитата из материала одного из Дзен-каналов).
Между тем прекрасно известно, что «Сын Отечества» в 1812 г. регулярно публиковал «фейковые», как сказали бы сейчас, пропагандистские сюжеты, имевшие целью поднятие боевого духа армии и улучшение настроений в обществе в целом. Именно в этом издании появилась знаменитая история про «русского Сцеволу», которому якобы французы поставили на руку клеймо с буквой «N» (Napoleon) и который, подобно своему римскому предшественнику, отрубил себе эту руку. Наверно, нет необходимости пояснять, что эта история – выдумка от начала и до конца, французы никого не клеймили. Поэтому достоверность истории про старостиху Василису тоже вызывает сомнения.
Однако против этих сомнений «работал» имеющийся портрет героини, приписываемый А. Смирнову и исполненный, вроде бы, в 1813 г. Вроде бы, есть сведения (?), что Кожина была награждена "серебряной медалью на георгиевской ленте" и, вроде бы, эта медаль присутствует на портрете. Существование этого портрета заставляло предположить, что, как минимум, часть повсеместно распространяемых о Василисе сведений соответствует действительности. Я как-то «свыкся» с такой ситуацией, портрет Кожиной (ну, по крайней мере, в общих чертах) я знаю с детства, поэтому много лет к нему не обращался.
Однако на днях увидел в одном комментарии на Дзене (не буду приписывать себе заслугу в этом «открытии») замечание, заставившее меня срочно снова внимательно рассмотреть портрет старостихи Василисы, а именно - носимую ею медаль. Так и есть! Медаль-то вовсе не на георгиевской ленте, как утверждает «Википедия» и даже не на андреевской, то есть это не медаль «В память Отечественной войны 1812 г.», которую по логике должна была получить Кожина.
Это медаль на соединенной андреевской и георгиевской лентах, то есть у нее то сочетание лент, которое было установление для медали «За взятие Парижа»! При этом можно рассмотреть, что сама медаль имеет изображение (треугольник с Всевидящим оком и сиянием вокруг, а также надпись «1812 г.»), положенное для медали «В память Отечественной войны 1812 г.». Но при этом медаль не серебряная, полагавшаяся участникам боевых действий, независимо от их социального статуса, а бронзовая, предназначенная для награждения представителей дворянства и купечества, за небоевые заслуги, способствовавшие поражению неприятеля. Однако бронзовая медаль должна была носиться либо на владимирской (дворянство), либо на аннинской (купечество) лентах!
Что за вариант медали у предполагаемой Василисы Кожиной на портрете? Для нее был изготовлен индивидуальный вариант сочетания цвета медали и ленты? Действительно ли портрет написан в 1813 г. с натуры или является более поздней попыткой запечатлеть уже легендарную героиню? Да точно ли он изображает именно Кожину? У меня нет ответа на эти вопросы.
Можно ли рассматривать данный портрет в качестве подтверждения достоверности рассказов о боевых подвигах старостихи? По-видимому, нет.
Все использованные в материале изображения взяты из открытых источников и по первому требованию правообладателей могут быть удалены.