«Сенсация! Сенсация! Интригу сохранят до конца! Открытых направлений итогового сочинения больше нет!» Наверное, так бы кричали мальчишки-газетчики около 100 лет назад. Я же, узнав о нововведениях специалистов Минпросвещения России, Рособрнадзора и Совета по вопросам проведения итогового сочинения, кричать не стала, но поражена была. Причём не самым приятным образом. Ведь с момента введения итогового сочинения в 2014 году направления были известны заранее, что позволяло не бежать во все стороны сразу, а грамотно выстраивать подготовку к нему даже со слабыми учениками. Теперь этой возможности мы лишились. Но обо всём по порядку.
1. Почему комплекты тем итогового сочинения решили формировать по-другому?
По мнению председателя Совета по вопросам проведения итогового сочинения, ректора Литературного института им. А.М. Горького Алексея Варламова, открытые тематические направления прошлых лет выполнили свою задачу. Они позволили разработать разнообразные темы, связанные с этическими, философскими, эстетическими проблемами. На их основе и был создан закрытый банк тем итогового сочинения, включающий более 1500 тем прошлых лет. Из этого банка, недоступного обычным пользователям, и будут браться темы для сочинения.
- Группировка комплектов тем из разных разделов банка будет, с одной стороны, препятствовать созданию шаблонных сочинений, - рассказывает А. Варламов, - с другой стороны, содействовать реализации установки на самостоятельность написания сочинения, его экспромтный характер.
2. Как понять, к чему готовиться? Есть ли какие-либо ориентиры?
Да, ориентиры есть. На сайте ФИПИ уже выложена структура закрытого банка тем итогового сочинения. Банк состоит из трёх разделов: «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека», «Семья, общество, Отечество в жизни человека», «Природа и культура в жизни человека». Каждый раздел имеет по 3-4 подраздела. Прочитать их можно на скриншоте ниже.
3. Даны ли комментарии к разделам закрытого банка? Ведь раньше направления итогового сочинения были пояснены!
Да, комментарии даны. Правда, они довольно расплывчаты. Чтобы не быть голословной, предлагаю их вашему вниманию.
Раздел 1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека
Темы этого раздела:
· связаны с вопросами, которые человек задаёт себе сам, в том числе в ситуации нравственного выбора;
· нацеливают на рассуждение о нравственных идеалах и моральных нормах, сиюминутном и вечном, добре и зле, о свободе и ответственности;
· касаются размышлений о смысле жизни, гуманном и антигуманном поступках, их мотивах, причинах внутреннего разлада и об угрызениях совести;
· позволяют задуматься об образе жизни человека, о выборе им жизненного пути, значимой цели и средствах её достижения, любви и дружбе;
· побуждают к самоанализу, осмыслению опыта других людей (или поступков литературных героев), стремящихся понять себя.
Раздел 2. Семья, общество, Отечество в жизни человека
Темы этого раздела:
· связаны со взглядом на человека как представителя семьи, социума, народа, поколения, эпохи;
· нацеливают на размышление о семейных и общественных ценностях, традициях и обычаях, межличностных отношениях и влиянии среды на человека;
· касаются вопросов исторического времени, гражданских идеалов, важности сохранения исторической памяти, роли личности в истории;
· позволяют задуматься о славе и бесславии, личном и общественном, своём вкладе в общественный прогресс;
· побуждают рассуждать об образовании и о воспитании, споре поколений и об общественном благополучии, о народном подвиге и направлениях развития общества.
Раздел 3. Природа и культура в жизни человека
Темы этого раздела:
· связаны с философскими, социальными, этическими, эстетическими
проблемами, вопросами экологии;
· нацеливают на рассуждение об искусстве и науке, о феномене таланта, ценности художественного творчества и научного поиска, о собственных предпочтениях или интересах в области искусства и науки;
· касаются миссии художника и ответственности человека науки, значения великих творений искусства и научных открытий (в том числе в связи с юбилейными датами);
· позволяют осмысливать роль культуры в жизни человека, важность
исторической памяти, сохранения традиционных ценностей;
· побуждают задуматься о взаимодействии человека и природы, направлениях развития культуры, влиянии искусства и новых технологий на человека.
4. Есть ли ещё какие-либо изменения?
Да, есть. Теперь на итоговом сочинении 11-классникам будут предложены 6 тем на выбор. По две темы к каждому разделу. Упростит ли это жизнь выпускникам или запутает ещё больше, покажет время.
Анна Терехова
Дорогие читатели! Если кто-то имеет возможность и желание поддержать мой канал материально, буду благодарна! Публикую номер карты Сбербанка, на которую можно сделать перечисление со словом "Дар": 4276 0800 1631 4511 Анна Евгеньевна Т.