В текущих условиях для людей насущным становится вопрос - в какой валюте хранить свои сбережения?
Привычная за многие годы картина — разложи на три «кучки» - рубли/доллары/евро рушится на глазах, а альтернативы прослеживаются с большим трудом. Не ровен час, что Западные страны введут какие-нибудь очередные санкции, и наши деньги замерзнут на банковских счетах или НКЦ, и мы не сможем долгие годы воспользоваться "своими кровными".
Немного проще с наличной валютой, но объективно - большую сумму снять не получится, а если деньги поступили в банк позже 9 марта, то не обналичишь вовсе. Но наличная валюта — даже если есть возможность снять 10 тысяч больше похожа на покупку физического золота, которое мы на крайней случай закопаем в огороде.
Если сумма наличных существенно больше, то возникает куда больше других рисков — таких как подтверждение их происхождения, правила FATF и тому подобное. Новый мир уже далеко ушел от наличных денег, а их высокая доля сохраняется по сути только в криминальной среде… Конечно, риски есть не только из-за действий со стороны Запада, но также и ответные меры нашей власти могут поставить под угрозу возможность использования наших валютных сбережений. С точки зрения экономики — получается, что деньги теряют свою одну из самых главных функций — максимальную ликвидность, а также под большим вопросом встает функция сбережений. Но я собираюсь писать о политических шагах, которые могут сильно усложнить нам жизнь. В этом посте я хотел бы обратить внимание на финансово-экономические вопросы.
Немало шума наделала последняя новость, что Мосбиржа приостановила торги иеной. Сама биржа это объяснила уменьшением риска блокировки недружественными странами для участников торгов. Злые языки сразу рассмотрели в этом руку всемогущего Кремля, который снова хочет кинуть население. Но давайте посмотрим на это с другой стороны. Пока основной валютой расчетов остается доллар США. Россия долгое время, импортируя товары платила за них либо долларами, либо евро. Торговля с азиатскими странами, в том числе с Китаем, не была исключением. Расчеты в национальных валютах без преувеличения можно было назвать микроскопическими. Поэтому покупка таких валют как иена, британский фунт, швейцарский франк и т. п. для большинства было не больше чем обычной диверсификацией сбережений, или же в лучшем случае инструментом для финансовых вложений. Объемы торгов в предыдущие годы на MOEX однозначно указывают не этот простой факт. Получается, что включение/исключение этих валют в свободную конвертацию без значимого торгового оборота, не имеет принципиального значения — в том числе для инвесторов. По опыту скажу, что даже страновая диверсификация для тех инвесторов не сильно зависела от этих валют, так как подавляющее большинство приобретало те же страновые ETF на американских биржах, используя доллар США.
Наметившиеся тектонические сдвиги в мировой торговле говорят о том, что ситуация начала меняться быстро, а страны, которые еще недавно рассматривали вопрос расчетов в нац валютах, как некую опцию на будущее, сейчас сильно ускорили эти процессы, после действий Запада в отношении России и блокировки ее резервов. Уже сейчас по официальным заявлениям у России пошли прямые расчеты с Китаем, Индией, и даже такие страны как Саудовская Аравия после встречи с Си, анонсировал стремление к уходу от доллара во взаиморасчетах.
В такой новой реальности волатильность валют скорее всего сильно вырастет, пока рынок будет искать новый баланс. И главное, что в таких условиях не факт, что волатильность доллара будет в целом ниже, чем того же юаня, например. Самый печальный вывод из всего этого в том, что за многие десятилетия привычка сохранять часть капитала в долларах США уже перестанет приносить результат.
Вторая проблема для держателей долларов возникла из-за введения банками комиссий на расчетные счета. Сейчас стоимость сохранения долларовых сбережений составляет 4 до 12% годовых. Мы ничего не делаем, а наши деньги тают. Да есть еще банки, которые не ввели комиссию. Даже в банках которые ввели - есть счета, с которых пока не берут комиссию. Но все это может поменяться в любой момент времени.
Как я писал ранее, в условиях замены или восстановления цепочек поставок и тех санкций, под которыми находится Россия - логично было бы видеть курс 80-100 за доллар, а может и выше. Исходя из того таргета временные потери за хранения доллара не кажутся большими. Они, несомненно, неприятны но не критичны. Совсем другой разговор, что непонятно, сколько времени может занять это восстановление поставок. 3 месяца? 6? Или может 3 года? А в условиях перехода на прямые расчеты в других валютах, прогнозы могут сильно измениться. Поэтому, если уж и делать ставку на рост курса доллара, то хотелось бы минимизировать потенциальные издержки. Сегодня для частного инвестора, к сожалению, выбор совсем невелик. Покупать валюты жестко привязанные к доллару, не так просто, и достаточно опасно, так как их ЦБ при необходимости могут быстро и легко пересмотреть эти привязки или вообще отпустить нац валюту в свободное плавание.
Все, что мне на текущий момент приходит на ум — это либо покупка золота, которое имеет свою волатильность, и это необходимо учитывать. Либо покупка еврооблигаций на Московской биржи, хранящиеся в НРД. В последнем случае, риск принудительной расконвертации остается как с валютой в банке, но по крайней мере уходит комиссия за хранение наших сбережений и даже получается небольшая доходность.
Подводя итог, хотелось бы еще раз напомнить, что я, рассматривая вопрос валют, намеренно оставил за скобками политику и постарался посмотреть на ситуацию через призму экономической мысли. Вполне возможно, что в ближайшее время она не будет главенствующей, и многое будет определяться совсем не финансово-экономическими соображениями. Но как показывает практика - прогнозирование политических решений еще менее вероятное, чем экономическое. И я продолжаю оставаться приверженным идеи Бенджамина Грэма, что рынок — это машина для голосования в краткосрочной перспективе, и весы в долгосрочной. Политики будут приходить и уходить, а экономика и мировая торговля должны развиваться. И в конечном итоге, именно они уравновесят дисбалансы, которые так усердно создают руководители разных стран.