Пока Петр со своей армией завоевывает всё новые русские земли, расскажем о наставнике Петра, сыгравшем огромную роль в его судьбе, становлении Ораниенбаума и новой столицы России Санкт-Петербурга.
В 1694 году на службу к отцу Петра Курфюрсту Бранденбурга Фридриху перешел придворный архитектор Короля Польши Яна Собесского Андреас Шлютер.
Андреас Шлютер (1662, Гамбург - 1714, Санкт-Петербург) — немецкий ваятель и зодчий, наиболее яркий и востребованный представитель раннего барокко в Германии. В 1702 -1704 гг. был Директором Берлинской академии художеств
В списке 100 великих архитекторов всех времен и народов ему принадлежит почетное 18 место. Ещё при жизни его назовут "Северным Микеланджело"
Сын гамбургского скульптора, переселившегося в Данциг, провел свою юность в этом городе, учился там скульптуре и довершил свое художественное образование путешествием в Голландию, во время которого пристрастился к нидерландскому стилю барокко. Много раз бывал в Италии изучая творчество великого Бернини.
В 1689-1693 годах работал в Польше, большей частью в Варшаве, где создал скульптурное убранство Королевского дворца в Вильянове и дворца Красиньских. Ряд его работ находится в Жовкве, поместье Короля Польши Яна Собесского.
Тогда же создал и установил во Львове мраморные бюсты Короля Яна Собесского и его супруги Королевы Марии-Казимиры. В 1710 году Петр перенес их в Санкт-Петербург и установил в Летнем Саду рядом с бюстами своих родителей Фридриха и Софии Шарлотты.
Начиная с 1694 года переместившись в Берлин, Шлютер начал разрабатывать интерьеры апартаментов Курфюрста Фридриха и руководить строительством Королевского дворца в Берлине.
Именно его усилиями "медвежий угол"(так переводится слово Берлин) превратился в замечательный город, новую столицу Пруссии.
Также Шлютер был автором проекта и руководителем работ по созданию "Янтарного кабинета" для Фридриха в Королевском дворце.
Разумеется Петр слышал о Шлютере, но необходимость контактов с ним назрела только в 1696 году, когда в Ораниенбауме началось строительство Дворца Меншикова для проведения различных мероприятий с участием Петра.
Мы знаем, что к 1690 году Петр освоил уже 14 специальностей, но вот в области строительства и ландшафтного дизайна у него навыков не было, тем более на таком уровне.
А в это время Шлютер был занят в Берлине строительством Лютценбургского Дворца- летней резиденции для Софьи, подарка Фридриха жене.
И было бы логичным обратиться в этом случае к такому мастеру как Шлютер. Поэтому сделаем предположение, что Меншиков, учитывая понятную занятость Петра обратился за помощью к Шлютеру.
Кроме Шлютера в то время в Европе был ещё только один мастер подобного уровня это итальянец Джованни Мария Фонтана (1670-1712), Он тоже "приложил руку" к строительству Дворца, но было это уже после 1703 года. Вместе со Шлютером и Фонтаной среди создателей Дворца упоминается и немецкий архитектор Годфрид Иоганн Шедель (1680-1752), но в 1696 году ему было всего 15 лет и он тоже внес свой вклад в создние Дворца но позднее.
Меншиковский Дворец построенный для Петра в Ораниенбауме. Дворец венчает странная Корона под католическим крестом, хотя ничего странного в этом нет, Петр от рождения был протестантом и в душе оставался им всю жизнь,
Из предыдущей публикации мы знаем, что в начале 1703 году Дворец уже был построен и в нём кипело веселье у каждых ворот. Знаем и что для создания Петергофа понадобилось 16 лет, Летнего сада 10 лет. Поэтому делаем вывод- главным "застрельщиком" был все же Андреас Шлютер, что также тщательно скрыли романовские и немецкие "историки". Было у них для этого и ещё одно основание.
Настоящим шедевром Шлютера считается конный памятник «Великому курфюрсту» Фридриху Вильгельму, немецкому деду Петра наиболее значительный для того времени цельнолитой конный памятник, созданный в 1696 году (отлит в 1703 году Якоби).
В 1703 году Памятник был установлен напротив Королевского Дворца в Берлине на Длинном мосту и стал настоящей доминантой города. После окончния Второй Мировой войны был перемещен и установлен перед Главным входом во Дворец Шарлоттенбург(б.Линценбург).
В 1697 году Шлютер создал бронзовую статую Курфюрста Фридриха , отца Петра, для Кёнигсберга, установленную перед входом в Королевский Дворец
Памятник Королю Фридриху I (копия) в Шарлоттенбурге. Оригинал был уничтожен во время бомбардировок союзниками в 1944 году.
Зимой 1696 года в связи с восхождением Петра на Российский престол Дворец Шарлоттенбург, во многом детище Шлютера, был торжественно открыт Фридрихом. Став Российским Царем Петр стал чаще видеться с отцом в Берлине и со Шлютером тоже.
Дворец Шарлоттенбург. Дед Фридрих Вильгельм на коне у Главного входа, отец Фридрих справа в Княжеском саду и мать Софья(София Шарлотта).
Барельеф Софии Шарлотты при входе во Дворец Шарлоттенбург и портрет Королевы внутри Дворца
Софья Алексеевна(София Шарлотта), Первая Королева Пруссии, мать Петра
А где же старший сын Петр? Да вот же он на копии портрета Годфрида Кнеллера, выполненной Фридрихом Вайдеманом, на видном месте над камином в приемной Королевы Пруссии (комн.117)
В 1710 году Петр установил в Летнем саду Санкт-Петербурга созданные Шлютером мраморные бюсты своим родителям Фридриху и Софье
В мае 1713 года после смерти отца Фридриха Петр назначил Андреаса Шлютера Первым Главным архитектором Санкт-Петербурга. О том, что сделал Шлютер и его команда для новой столицы расскажем позднее в статье "Немецкий десант в Санкт-Петербурге", а пока взгляните на замечательный Памятник первостроителям Санкт-Петербурга, в Сампсоньевском сквере, созданный Михаилом Шемякиным в 1995 году.
Имя Андреаса Шлютера выбито первым и по праву.
Андреас Шлютер. Пророчество о всеобщей гармонии
Теперь вернемся на Невские берега и посмотрим, что там происходило в наше отсутствие.
Исторический клуб(istclub.ru) Google Play-Электронные книги-Запретная История России Александр Касаткин "Крушение Империи Русских Царей в 1676-1700 гг." Части 1 и 2 до 1694 года. Глава 16. "Как Петр Орешек расколол".
Подписывайтесь на канал, комментируйте, впереди у нас много нового, интересного и неожиданного.