Найти тему
Круто об искусстве

Какая картина, холст/масло, именно в современном понимании, в раме, самая старая в мире?

▪️Андреа Мантенья. Триумф Цезаря: носильщик вазы, 1480-е. Королевское художественное собрание, Лондон. Холст/темпера.
▪️Андреа Мантенья. Триумф Цезаря: носильщик вазы, 1480-е. Королевское художественное собрание, Лондон. Холст/темпера.

Вот такой интересный вопрос мне тут на днях задали.

Просто назвать автора видится мне скучным 😂, поэтому кратко, ну насколько сумею кратко 😂, расскажу вам историю бытования холста 😁

Льняные ткани были известны еще на заре человеческой культуры, но использовать в качестве полотна для живописи стали их, понятно, не сразу.

Но стали делать это довольно давно! Уже в Древнем Египте использовали полотно - до нас дошли фрагменты картин эпохи XIII династии и фаюмские портреты (I-III вв н.э). Это была пеньковая пряжа (из волокон конопли), по прочности она равна льняной (до 19 века основным материалом для холстов были именно лен и конопля).

▪️Фаюмские портреты. I-III века. Египет.
▪️Фаюмские портреты. I-III века. Египет.
▪️Фаюмские портреты. I-III века. Египет.
▪️Фаюмские портреты. I-III века. Египет.
▪️Фаюмские портреты. I-III века. Египет.
▪️Фаюмские портреты. I-III века. Египет.

Также существуют письменные свидетельства, что в эпоху римской империи картины писали на полотнах огромных размеров.

Например, у Плиния можно найти упоминание гигантский про портрет Нерона высотой более 36 метров! (120 футов) на полотне, который был выставлен в Маланских садах.

▪️Портрет Нерона. Рим, I век.
▪️Портрет Нерона. Рим, I век.

Или у Гераклита - 26 глава третьей книги "О красках и искусстве римлян". Он сообщает о том, как готовили холст: сначала его замачивали в клеевом растворе, затем растягивали и сушили на деревянной доске, после шлифовали куском стекла и, наконец, веревками натягивали на доску. Писали на таком холсте красками, смешанными с клеем, яйцом или камедью.

Но это все, конечно, не современные холст/масло, а так - вспомогательный атрибут живописи на досках. Тот же Гераклит пишет о том, что холст есть материал для обтягивания досок или заклеивания швов между ними.

Та самая картина в раме появилась в эпоху кватроченто или Раннего Возрождения в Италии в конце 15 веке - начале 16 веков. Впервые холстом, как самостоятельным материалом для живописи, стали пользоваться флорентийцы и венецианцы. Пользовались они грубым небеленым пеньковым холстом.

▪️Андреа Мантенья. Мадонна со Святым Иоанном Крестителем, 1496. Лувр, Париж. Холст/темпера.
▪️Андреа Мантенья. Мадонна со Святым Иоанном Крестителем, 1496. Лувр, Париж. Холст/темпера.
▪️Андреа Мантенья. Святое Собеседование с Марией Магдалиной и Иоанном Крестителем, ок. 1495. Национальная галерея, Лондон. Холст/темпера.
▪️Андреа Мантенья. Святое Собеседование с Марией Магдалиной и Иоанном Крестителем, ок. 1495. Национальная галерея, Лондон. Холст/темпера.

❗️Итак, самые первые картины на холсте в современной транскрипции - это, в первую очередь, полотна АНДРЕА МАНТЕНЬИ❗️

А так же "Святой Иероним" Казимо Тура, "Рождение Венеры" Боттичелли, "Пан" Синьорелли, цикл больших работ Витторе Карпаччо.

Тем не менее холст еще не панацея.

▪️Андреа Мантенья. Святой Иероним в пустыне, 1449-1450. Музей искусств, Сан-Паулу. Холст/темпера.
▪️Андреа Мантенья. Святой Иероним в пустыне, 1449-1450. Музей искусств, Сан-Паулу. Холст/темпера.

▪️Козимо Тура. Кающийся святой Иероним, ок. 1470. Национальная галерея, Лондон. Холст/темпера.
▪️Козимо Тура. Кающийся святой Иероним, ок. 1470. Национальная галерея, Лондон. Холст/темпера.
▪️Сандро Боттичелли. Рождение Венеры. 1482-1486, Уффици, Флоренция. Холст/темпера.
▪️Сандро Боттичелли. Рождение Венеры. 1482-1486, Уффици, Флоренция. Холст/темпера.

▪️Лука Синьорелли. Воспитание Пана, 1490. Холст/темпера. Репродукция ч/б, т.к работа погибла. Дело было так: картина находилась в музее Кайзера-Фридриха в Берлине, но во время Второй мировой войны была перенесена в Фридрихсхайн. В мае 1945 там случился пожар. Финита ля комедия.
▪️Лука Синьорелли. Воспитание Пана, 1490. Холст/темпера. Репродукция ч/б, т.к работа погибла. Дело было так: картина находилась в музее Кайзера-Фридриха в Берлине, но во время Второй мировой войны была перенесена в Фридрихсхайн. В мае 1945 там случился пожар. Финита ля комедия.
▪️Витторе Карпаччо. Чудо реликвии Креста на мосту Риальто, 1494. Галерея Академии, Венеция.
▪️Витторе Карпаччо. Чудо реликвии Креста на мосту Риальто, 1494. Галерея Академии, Венеция.

Начиная с Тициана, т.е с эпохи Высокого Возрождения, холст начинает распространятся по всей Италии. Кстати, именно под влиянием венецианцев холст вводит в употребление и Дюрер.

Но дубовая доска все равно еще долго не сходила с мировой художественной арены. Например, картины Рубенса в Антверпенском соборе написаны на досках огромных размеров.

▪️Питер Пауль Рубенс. Снятие с креста, 1612. Собор Антверпенской Богоматери, Антверпен. Дерево/масло.
▪️Питер Пауль Рубенс. Снятие с креста, 1612. Собор Антверпенской Богоматери, Антверпен. Дерево/масло.

С 17 века холст стал единственным материалом, который использовали при создании крупных полотен. Потому что дерево - это тяжело. Плюс перевозить легче - свернул ткань и все.

Вазари в своих жизнеописаниях как раз об этом упоминает, мол, "холст не раскалывается и его не точат черви...на нем можно писать картины любой величины...возможно пересылать холсты куда пожелаешь без больших расходов и затруднений".

Поэтому итальянцы первые к полотнам и пришли - их живопись была очень востребована и отправляли они ее в разные точки страны и если не постоянно, то очень и очень часто.

▪️Андреа Мантенья. Поклонение пастухов, до 1450. Метрополитен, Нью-Йорк. Холст/темпера.
▪️Андреа Мантенья. Поклонение пастухов, до 1450. Метрополитен, Нью-Йорк. Холст/темпера.

Как вы заметили то были холсты, на которых писали темперой. Масляные краски в живописный обиход уверенно вошли с 15 века, но все-таки ими писали именно по дереву. За популяризацию масла спасибо Яну ван Эйку, который технику эту не изобрел, но усовершенствовал.

❗️Не возьмусь однозначно утверждать, что ДЖОВАННИ БЕЛЛИНИ был первый, но один из первых, кто начал писать МАСЛОМ по ХОЛСТУ (и единственный, кто приходит мне на ум). ❗️

Правда, не на потоке, ибо дубовые досочки все еще милее его сердечку.

▪️Джованни Беллини. Благовещение, 1490-е. Галерея Академии, Венеция. Холст/масло.
▪️Джованни Беллини. Благовещение, 1490-е. Галерея Академии, Венеция. Холст/масло.

До 19 века основным материалом для холстов были лен и конопля. Но из каждого правила есть исключения. Так, в 16-17 веках этим исключением был шелк (на шелке, например, написаны некоторые произведения Дюрера, Гвидо Рени, Пуссена), а в 19 веке - хлопок, джут, шерсть.

Ну а сегодня...а сегодня на чем только не пишут. А, кстати, на чем НЕ пишут? 😅