Найти тему
«Теперь так»

Что такое транспортный след товара

Оглавление
Иллюстрация из курса Green Steps о бережных и этичных путешествиях S7 х Теперь так
Иллюстрация из курса Green Steps о бережных и этичных путешествиях S7 х Теперь так

Экологический след

Хорошая новость: мы все оставим след в этом мире — так или иначе. Плохая сторона этой новости — что бы мы ни делали, мы используем ресурсы планеты и производим отходы. Микс ресурсов и отходов называется экологическим следом (англ. footprint). 70 % этого следа создаём именно мы, люди, ведя обычную повседневную жизнь. Основная «масса» следа — вода, то есть водный след, и углекислый газ, то есть углеродный след.

Углеродный след

Самый значительный, но совершенно незамечаемый отход, который мы производим — углекислый газ. Двуокись кислорода или CO2, вместе с водным паром составляет основу так называемых парниковых газов (англ. greenhouse gas) — тех самых, что собираются в атмосфере земли и приводят к драматическим изменениям климата. Эту часть нашей жизни называют углеродный след (англ. carbon footprint).

Он сопровождает всё, что мы делаем, потому что бы мы ни делали — нам всегда нужно электричество и транспорт.

Транспортный след

Транспорт (англ. transportation footprint) занимает второе место, на первом — электричество, в создании глобальных проблем. Антирейтинг среди транспортных средств возглавляют личный автотранспорт (40 %) и грузовые автомобили (34 %), а третье место делят между собой самолёты (11 %) и судоходство (11 %). Не сидится же нам, да?

Жизненный цикл и транспортный след товаров

Каждый продукт, предмет или товар тоже имеет транспортный след. Но этот след значительно отличается от нашего личного. Вот, например, шоколадка. Сделана она в пункте А — об этом мы прочитаем на её упаковке. Едим мы её в пункте Б — дома под одеялом. Но, в отличие от наших личных передвижений, транспортный след шоколадки, не только петляет между А и Б почище заячьих следов на снегу, но и начинается значительно раньше, чем А, а заканчивается позже, чем Б.

Жизненный цикл товара (англ. product life cycle) стартует с ресурса — с поля, леса, фермы, гор или недр земли. Ресурс добывают, фасуют, везут. Предварительно обрабатывают, фасуют и снова везут. Так ресурсы попадают в пункт А, где из него сделают товар. Чем сложнее товар, тем больше ресурсов требуется для его создания. И у каждого — свой след.

С производства, из пункта А, товар отправляется в новый путь. Чем масштабнее производитель, тем больше этапов на пути товара к потребителю: склад производителя, склад оптового продавца или распределительный центр торговой сети, и, наконец, магазин. И снова хорошая новость: какой бы большой ни была цепочка от производителя к розничному продавцу, каждое звено в ней будет стараться сократить транспортный след. Как минимум, чтобы сэкономить. К счастью наиболее вредный транспорт, например, воздушный, дороже стоит.

После того как мы съели или затёрли купленный товар до дыр, его жизненный цикл все ещё не кончен. Он, точнее то, что от него осталось, продолжит своё путешествие из пункта Б в качестве отхода — на свалку, или, если повезёт, на переработку. Все эти невероятные приключения, делают практически невозможным подсчёт реального транспортного следа товаров, но попытки есть.

Транспортный след и «местные» производители

Понятие «местный» стало крепнуть где-то в 2000 году. Единого радиуса для этого определения нет: чаще всего можно встретить 170-200 км, реже — 640 км. В первую очередь, речь идёт о еде — едим-то мы по несколько раз в день, а значит и влияние еды на окружающую среду будет самым значительным. Поэтому другое название культуры потребления местного — локаворство, от английского local /местный и латинского vorare/есть.

К счастью, эта концепция не ограничивается только расстояниями, иначе москвичам и жителям многих регионов России пришлось в ней бы туго. Она скорее про понимание, на что мы влияем, покупая те или иные вещи и съедая тот или иной продукт. Знаем ли мы, кто их произвёл, где и как. Какой вклад их производство сделает в благосостояние нашего сообщества, как повлияет на экологию и какое будущее сформирует для нас. Короче, локаворство — осознанная альтернатива глобальному безликому производству необъятных масштабов.

Два принципа для поддержки культуры локаворства

На большой территории сложно придерживаться принципа локальности, но есть два принципа, которые помогут предпринимателям снизить транспортный след и негативное воздействие на окружающую среду:

1 — приоритет прямых поставок — от производителя до вашего склада;

2 — информационная прозрачность: предоставляйте потребителю данные не только о регионе происхождения товара, но и, по возможности, о проценте местного сырья в составе, и, в идеале — источниках происхождения каждого ингредиента.

«Живу в Москве. Мне отказаться от дальневосточных водорослей?»

Вставая на путь бережного потребления, потребитель не должен отказывать себе в многообразии и товарном любопытстве. Нас не должны пугать километры, которые преодолевают продукты с уникальными ингредиентами, растущими далеко от нас. А полное раскрытие информации о продукте — ещё один способ помочь потребителю обойтись с этим продуктом максимально бережно, а не отказаться от него. А ещё дать потребителю знать, за что он голосует своим кошельком, совершая ежедневный выбор.

==============================================

«Теперь так» — бюро партнёрств для достижения целей устойчивого развития.

Иногда мы делимся со своими партнёрами кейсами, решениями и исследованиями в письмах — вы тоже скоро сможете на них подписаться. А ещё у нас есть Телеграм-канал с новостями и сайт.

🖤🖤
Этой экономике перемены нужны как воздух, но их не любят даже те, кто затевает.
С партнёрами их делать легче и эффективнее.

Вот мы и делаем.