Есть ли такие позитивные изменения, в которых я как педагог могу поучаствовать уже сейчас? Давайте перепрыгнем через столетие и бросим взгляд в будущее.
Прогноз №1: раннее профильное образование
Футурологи уверены: школа будущего отойдёт от усреднённого обучения и «причёсывания под одну гребёнку».
У детей появится возможность как можно раньше сконцентрироваться на предметах, к которым лежит душа, вместо того чтобы «насиловать психику» зубрёжкой всего подряд.
Будущий музыкант не станет лезть в дебри тангенсов и котангенсов, теряя драгоценное время и веру в себя, которую гасят плохие отметки.
Да и система отметок тоже трансформируется: ставя оценку, педагог будет учитывать личный прогресс ребёнка, а не сравнивать его со среднестатистическим ровесником.
Родители (хочется верить!) уже не будут говорить: «Ну, с музыкой у тебя итак хорошо, а давай-ка ты подтяни высшую математику».
Предметы, которые не пригодятся во взрослой жизни, отойдут на второй план, вместо того чтобы учиться «из-под палки».
Каждый будет посещать свои любимые уроки и становиться профи в той области, которая действительно вдохновляет.
Прогноз №2: игра = учёба
Педагоги будущего прекратят воевать с компьютерными играми. «Стрелялки и бродилки» будут не отвлекать, а помогать в учёбе.
Игровое обучение задействует творческие центры мозга, поможет в усвоении знаний. Часть такого рода виртуальных пособий будет посвящена теории, а часть – практике: игры-тренажёры будут имитировать полевые условия деятельности по специальности.
Прогноз №3: гибкий контент
Образовательный материал 22 века будет подстраиваться под обучаемых. Этому поможет сбор и анализ информации про каждого конкретного ученика.
Каков его возраст, предпочтения, склонности?
Какой тип профильного образования он выбрал?
Где и как собирается применять знания?
Учтены будут и свойства нервной системы: уровень усидчивости, потребность в разрядке и смене деятельности. На базе этих данных будет складываться конструктор пособий, интуитивно понятных и интересных именно этому человеку.
Педагоги будущего придут к мысли, актуальной во все времена: школа — это не только красивое здание и перечень предметов. Это лица, характеры, личности учеников. Поэтому, что бы мы ни делали, какие бы планы ни строили, в центр всегда нужно поставить ребёнка — нашего ученика.
Это в наших силах уже сегодня!