Найти в Дзене
Наука и фантастика

Феодализм в космосе и "новое Средневековье"

Этот блог посвящен моей космоопере "Хранительница", которая выкладывается на Литрес. Раскрываю секреты творческой лаборатории, объясняю детали, знакомлю с персонажами.

Художник Артур Роза. Фантастический замок на далекой планете. Фото из открытых источников. Все права на изображения принадлежат их авторам.
Художник Артур Роза. Фантастический замок на далекой планете. Фото из открытых источников. Все права на изображения принадлежат их авторам.

Раньше я не задумывалась, откуда пошла мода на феодальные порядки в космических мирах будущего.

Сейчас это, пожалуй, главный тренд фантастической литературы и кинематографа всех стран Земли:

1. В дальнем космосе будущего существуют империи (или одна сверхмощная империя) и королевства, которым единолично управляют наследственные монархи разной степени противности, коварства и жестокости.

2. Империи постоянно с кем-то воюют. Между собой, с агрессивными пришельцами, с непокорными вассалами. Война - главное занятие "звездных императоров", их врагов и союзников.

Кадр из фильма "Звездные войны". Фото из открытых источников. Все права на изображения принадлежат их авторам.
Кадр из фильма "Звездные войны". Фото из открытых источников. Все права на изображения принадлежат их авторам.

3. Если вдруг описывается что-то, помимо всеобщего космического мордобоя и месилова, то практически во всех дальних мирах общество устроено исключительно по феодальным рецептам. Кланы, замки, окруженные высокими стенами, лорды, бароны, культ брутальности, зависимое положение женщин...

Замок на дальней планете. Фотообои с сайта goodfon.ru. Все права на изображения принадлежат их авторам.
Замок на дальней планете. Фотообои с сайта goodfon.ru. Все права на изображения принадлежат их авторам.

Все эти концепты, несомненно, восходят к идее "нового Средневековья" как образа будущего, выдвинутой еще в 1924 году Николаем Бердяевым и проецируемой теперь на наш XXI век (см. статью в Википедии).

Впрочем, в западной культуре все эти средневековые мотивы всегда воспринимались как свои, родные, и были художественно реабилитированы романтиками 19 века, в том числе великими музыкантами (например, Рихардом Вагнером, начиная с оперы "Тангейзер" и кончая последней оперой-мистерией "Парсифаль").

Космоопера без феодального антуража - вроде как и не космоопера.

Ой, не надо...

Дайте мне, пожалуйста, другой глобус. И другую Вселенную.

Нет в наличии? Не завезли? Мирный прогресс не пользуется спросом?

Хорошо, я сама создам такую реальность. И пусть она будет еще более фантастической, чем всякие летучие рыцари с лазерными мечами и жалкие существа из белковой материи, вообразившие себе, будто именно они - повелители галактик.

Марк Александр Роббе. Диктатура. Картинка с сайта marcalexandre_robbe.artstation.com. Все права на изображения принадлежат их авторам.
Марк Александр Роббе. Диктатура. Картинка с сайта marcalexandre_robbe.artstation.com. Все права на изображения принадлежат их авторам.

В "Хранительнице" ничего подобного нет. Хотя сама проблема империи и связанных с нею цивилизационных и моральных коллизий ставится - на примере погибшей планеты Уйлоа.

Читайте "Хранительницу" на Литрес, подписывайтесь на этот блог, комментируйте тут и там!