Найти в Дзене

Аутизм. Инклюзия. Часть первая. Инклюзия вообще и как часто мы с ней встречаемся.

Оглавление

Здравствуйте, друзья. У нас в семье растет дочка с диагнозом аутизм. Сейчас ей 9 лет и она второклассница в коррекционной школе.

Очень, очень часто встречаю на ДЗЕНе статьи, описывающие проблему инклюзии, сотни и тысячи яростных комментариев, как ЗА, так и ПРОТИВ этого, так сказать, характера соприкосновения разных частей общества друг с другом. Обе стороны и правы и неправы по своему, я не буду вставать на сторону какой-либо ...стороны, скажу только, что чтобы любая идея хорошо работала, необходимы условия и хорошая продуманность этой самой идеи, так, чтобы все были счастливы и не обделены.

Из открытых источников
Из открытых источников

На самом деле, очень интересно, я, прежде чем написать эту статью, полезла в Википедию, и много чего узнала.

В любом случае, хотим мы или не хотим, инклюзия присутствует в жизни каждого из нас.

Сначала немного теории.

Термин «инклюзия» в общем обозначает процесс включения, вовлечения или вхождения во что-то, как часть целого.
В процессе инклюзии участвуют люди с инвалидностью, когнитивными и ментальными особенностями, представители этнических меньшинств, лица, содержащиеся в пенитенциарных учреждениях, студенты-иностранцы, люди, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, одарённые личности, лица с различными интеллектуальными и физическими отклонениями и другие, как их много и как, оказывается, разнообразно это понятие.

Получается, что каждый раз, выходя из дома, покидая пределы собственной квартиры, любой человек обязательно участвует в процессе инклюзии: ему могут встретится и лица, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, и люди с инвалидностью любого вида и представитель этнических меньшинств, и все они - такая же часть общества. Невозможно сделать так, чтобы на пути вам встречались только здоровые, красивые люди без материальных и жилищных проблем, говорящие с вами на одном языке, и придерживающиеся тех же принципов существования.

Надо помнить, что для кого-то и вы будете выглядеть только лишь досадной помехой на безоблачном пути их жизни, про которую нужно просто поскорее забыть.

Всегда найдется кто-то умнее, красивее, здоровее, богаче и удачливее!!

Но не будем о совсем уж грустном.

В нашем случае Инклюзия — это процесс реального включения в активную жизнь социума людей имеющих трудности в физическом развитии, в том числе с инвалидностью или ментальными особенностями. Кроме того, чаще всего мы, в обсуждении статей об инклюзии здесь, на ДЗЕНе, говорим об инклюзии в образовании.

В образовании в целом используются следующие образовательные подходы:

  • расширение доступа к образованию - попытка увеличить не только число молодых людей, поступающих в высшие учебные заведения, но и долю недопредставленных групп (выходцев из семей с низким доходом, людей с ограниченными возможностями и некоторых этнических меньшинств).
  • мейнстриминг — временное обучение людей с ОВЗ со сверстниками, встречи на праздниках и совместный досуг - в контексте образования лиц с особыми потребностями обозначает сочетание периодов совместного обучения с обычными студентами в общих классах и работу в специальных группах в остальное время. При этом, длительность соответствующих периодов определяется уровнем их навыков и медицинскими показаниями. Таким образом, студенты обучающиеся в рамках специальной программы периодически привлекаются к совместной работе на семинарах и лекциях обычных групп. Это позволяет достичь баланса между качеством обучения с учетом специальных потребностей и социализацией обучающихся, их адаптацией в обществе
  • интеграция — совместное обучение людей с ОВЗ со сверстниками без ограничений в обычной системе образования, которая остаётся неизменной и не приспособленной под нужды учеников. В дефектологии — успешная социализация индивида, который преодолел негативные последствия ситуации, связанной с его дефектом
  • инклюзия — реформирование образовательных заведений, перепланировка учебных помещений под нужды и потребности всех без исключения.

Лично мне идея мейнстриминга очень понравилась, я бы хотела, что бы моя дочь время от времени посещала какие-то уроки с обычными детьми, например, ту же физкультуру: смотрела бы, как правильно выполнять те или иные упражнения и тянулась бы за всеми.

Но вот у нас это почему-то чаще всего невозможно. Либо ты ученик коррекционной школы, которых не хватает, либо ты ученик обычной школы и посещаешь все занятия там же. Невозможно уходить, например, на время математики в корр класс. Да, иногда все-таки идут навстречу родителям, и ребенок учится надомно, посещая в классе с детьми какие-либо уроки типа рисования или физ-ры. Но опять же, остальные уроки - надомно!

Но у нас не мейнстриминг, а инклюзия, которая, исходя из определения, подразумевает реформу образовательных заведений и перепланировку помещений. Реформы на бумажке, спору нет, хороши, я их не видела, но думаю, там все красиво. А на деле ребенка с ОВЗ впихивают в обычный класс, прикрываясь документом, что, например, данный учитель прошел курс "Работа с детьми с ОВЗ", в несколько десятков часов. Это ерунда, и, конечно и продолжительность курса, и то, что преподают на этих курсах, не соответствует действительности. Я уж молчу про тьюторов, которых иной раз просто нет. Вот вроде как есть должность в штатном расписании, а тьютора нет, или он один на всю школу. Как ему разорваться?

И то, это все при условии, что речь идет о детях пусть и с аутизмом, но без задержек в развитии. Такой ребенок вряд ли начнет кидаться стульями, как тут любят говорить завсегдатаи ДЗЕНа, но ему, скорее всего, будет нужно чуть больше времени на выполнение заданий, не потому, что он их не понимает, а потому, что его могут отвлекать какие-то сенсорные раздражители, например. А урок то идет. Вот уже первая и самая простейшая из проблем, которая может возникнуть при обучении такого ребенка. Получается, что в коррекционной школе ему делать нечего, а в такой он не может учиться в силу просто сенсорных причин. А ведь решить подобные проблемы просто - например, делать классы со звукоизоляцией, или, допустим, если конкретного ребенка триггерит яркий кислотный зеленый цвет (ну, я к примеру), убрать из класса предметы такого цвета. Создать в каждой школе комнаты сенсорной разгрузки и прочее.........В конце концов, увеличить число школ для детей с ОВЗ, с продленкой и с увеличенным количеством реализуемых адаптивных программ!!!!! Ребенок с программой обучения 8.1 (Аутизм без каких-либо задержек развития) вполне мог бы посещать такую школу, где он получил бы обычное школьное образование по обычной программе, и при этом спокойно бы себя чувствовал. Место для инклюзии там тоже найдется, поверьте.

Я уже молчу, в общем-то, про безбарьерную среду. Ты сначала еще доехай до школы, как говорится. Попробуй, например, из нашего подъезда спустись на инвалидной коляске.

Исходя из написанного выше, вы уже, наверняка, поняли, что я вовсе не против нахождения в школе ребенка с РАС, потому, что все дети с РАС разные. РАС это вовсе не обязательно задержка развития, агрессивность или что-то еще пугающее. Но ни ребенок с РАС, ни другие дети, ни родители не должны решать проблемы федерального значения.

Да, безусловно, и одноклассники и учитель должны проявить терпимость к такому ребенку, и этому также надо учиться. Когда-то наступит момент, когда помощь понадобиться тебе самому, но общество, не наученное быть толерантными к проблемам других, наплюет на тебя.

Продолжение: Инклюзия в массовых школах

Аутизм. Инклюзия. Часть 2. Инклюзия в массовых школах.
Один РАСпрекрасный день4 декабря 2022

Далее расскажу об инклюзии у нас, в коррекционной школе.

Спасибо, что дочитали до конца!)

Читайте, ставьте лайки, комментируйте)

Подписывайтесь на наш канал!!!!)