На фотографии, так называемая Церковь Святого Воскресения в городе Лачин, построенная в 1998 году.
Когда я разместил этот снимок у себя на Фейсбук, то с удивлением обнаружил, что мнение по ее судьбе в азербайджанском обществе разделилось. Одни, за то чтобы сохранить новострой, другие, чтобы снести. Были и те, кто предлагали расположить там музей или библиотеку.
Честно говоря, хотя я считаю, что с армянами мы можем жить в мире и согласии на одной территории, но по поводу таких объектов у меня однозначное отношение — сносить без колебаний. Я объясню почему.
Лачын
Лачын это город, где никогда не жили армяне. Вырос он из села Абдалар, где мусульмане составляли 100% населения (по данным «Кавказского календаря» за 1907 год).
Лачын по азербайджански "сокол", а название Абдалар произошло от одноименного тюркского племени/рода.
В 1979 году, население Лачына составляло 6073 человека, из них армян - 19, русских - 10, других наций - 25. Все остальные азербайджанцы (6019). В 1989 — 7829 человек (статистики по нац. составу нет)
Даже после того, как азербайджанцы были изгнаны из города, а правительством Армении была принята программа по переселению армян из Ливана и Армении в Лачин, оккупанты не смогли заселить город даже на четверть. А ведь он находился буквально рядом с границей Армении.
Хотя официальная статистика утверждала, что число армян, проживающих в Лачине, составляло 2200 человек, фактическая цифра была примерно на пятьдесят процентов меньше. В то время как некоторые поселенцы были беженцами из Азербайджана и Карабаха, а также из диаспоры, большинство из них были бедными семьями из Армении, привлеченными обещанием земли, скота и социальных пособий, которые в среднем составляли 4000 армянских драмов (около десяти долларов США) на ребенка. (с) Krikorian, Onnik (September 29, 2006). "Lachin: The Emptying Lands"
Даже по официальной статистике видно, что армянские переселенцы покидали Лачын.
А уж когда возникли первые проблемы, просто сбежали.
Так для кого был отгрохан такой огромный храм в 1998 году? Для той пары сотен человек, которые на тот момент переселились в Лачын?
Несомненно это своего рода межевой камень. Только в отличие от захваченных сел, где для этой цели используются хачкары, в городе его роль выполняет церковь.
Обратите внимание из какого камня она построена. У нее изначально состаренный вид. Чтобы потом, лет через 100, представлять ее, как свидетельство многочисленного пребывания армян в этих местах.
Этим финтом ребята пользуются не первый век. У них даже поставлено производство по состариванию хачкаров, с использованием кислоты и других фишек.
Кстати, из десятков фотографий этого храма в Сети, я не увидел ни одного, где бы возле него наблюдалась жизнь.
Примечательно не правда ли, учитывая любовь "древнейших" к съемкам различных культовых церемоний.
Поэтому, я считаю, что все, что было возведено после оккупации азербайджанских земель — памятники, хачкары, культовые строения, должно быть снесено.
Не потому-что, я вандал, как любит представлять армянская сторона, а потому-что эти объекты несут в себе совсем не культовую составляющую.