С 1 июля вступил в силу пилотный проект Центробанка ЗСК (знай своего клиента).
Теперь коммерческие банки в режиме реального времени могут отслеживать все операции своих клиентов юрлиц и ИП. И классифицировать бизнес на касты в зависимости от уровня их комплиенс-риска.
Платформа работает с помощью продвинутых технологий с использованием искусственного интеллекта.
С помощью него система анализирует операции на соответствие нормам законодательства. Кроме того, она отслеживает есть ли задолженность у компании, как часто обналичиваются денежные средства и пр.
По итогу анализа система относит каждый бизнес к одному из трех зон: зеленую, желтую, красную. Причем переход из одной зоны в другую может происходить несколько раз за день.
Характеристики зон:
«Зеленые» клиенты
Большинству всех юрлиц и ИП присваивается низкий уровень риска. Теперь банки не смогут отказать клиентам из «зеленой» зоны в проведении платежа. Обновлять идентификационные данные по клиентам с низким уровнем риска кредитные организации будут реже — раз в три года (пп. 3. п. 1 ст. 7 115-ФЗ).
«Желтые» клиенты
Решение о присвоении рисков принимает обслуживающий банк. В том числе у кредитной организации остается возможность отказать в проведении платежа (п. 4 ст. 7 115-ФЗ).
«Красные» клиенты
Закон серьезно ограничивает работу банков с юрлицами и ИП, которых ЦБ отнес к высокорисковым. Такие клиенты не смогут:
- снять наличные со счета, вклада и депозита;
- перевести деньги с помощью интернет-банка, включая систему СБП;
- снять остаток при расторжении договора.