Найти тему
Пульт.ру

Советская аудиотехника с интересным дизайном: 9 стильных устройств из СССР

Советскую аудиотехнику часто критиковали за невыразительный дизайн, однако нельзя сказать, что устройств с интересной внешностью в СССР совсем не было. Как правило, лучше всего смотрелась аппаратура первого и высшего класса: девять характерных примеров — в нашей подборке.

Проигрыватель винила «Корвет ЭП-003»

«Корвет ЭП-003» производился с 1978 года и, наряду с «Электроникой Б1-01», стал одним из первых советских проигрывателей винила, которые обозначили движение в сторону производства в СССР аудиокомпонентов класса Hi-Fi. В отличие от многих моделей, которые так или иначе копировали зарубежные разработки, «Корвет ЭП-003» был совершенно самобытным устройством — как в части дизайна, так и с точки зрения технических решений.

Главной особенностью «Корвета» стало применение технологии вязкостного демпфирования: шар, заполненный специальной жидкостью, был призван снизить резонансы тонарма. Удивлял своим внешним видом и необычный опорный диск, и дизайн элементов управления. «Корвет ЭП-003» поставлялся в комплекте с головкой звукоснимателя ГЗМ-008, оснащался двигателем с прямым приводом и позволял прослушивать пластинки на 33⅓ и 45 оборотов.

Усилитель «Амфитон А1-01»

-2

Аудиокомпоненты под маркой «Амфитон» заслуженно пользовались спросом в СССР. Они стоили несколько дороже самых массовых моделей «Radiotehnika» и «Вега», однако были заметно дешевле «Бригов» и «Корветов». Что же касается модели «Амфитон А1-01», это один из самых интересных серийных усилителей из СССР. Его выпуск был налажен в 1982 году.

Внешне «Амфитон» напоминает японскую винтажную технику и очень похож на Sansui AU-7900. Усилитель «А1-01» оказался удачным благодаря трудам группы разработчиков во главе с Владимиром Шушуриным, талантливым инженером и аудиофилом. По его схемам, которые публиковались в журнале «Радио», советские радиолюбители собирали собственные Hi-Fi компоненты, используя доступные в продаже комплектующие.

«Амфитон» оснащался темброблоком с регулировкой низких, средних и высоких частот, отключаемой тонкомпенсацией, а также встроенным фонокорректором. Номинальная мощность была сравнительно небольшой — 20 Вт на канал, а максимальная достигала 35-40 Вт на канал (на 4 Ом). Вместе с тем, «Амфитон А1-01» отличался приятным звучанием, которое пришлось по вкусу многим аудиофилам и любителям музыки.

Электрофон «Корвет-248»

-3

Необычный музыкальный центр (а точнее, электрофон) «Корвет-248» выполнен очень оригинально: это двухскоростной проигрыватель винила с вертикальным расположением диска. Таким образом, аппарат занимал минимум пространства на столе или на полке, что было актуально в стеснённых условиях хрущевок и коммунальных квартир.

Помимо экстравагантного дизайна, устройство может похвастаться прямым приводом и стабилизатором прижимной силы, системой очистки пластинок и перераспределения статического заряда. Также в недрах корпуса — усилитель мощностью 10 Вт на канал, ну а непосредственно за воспроизведение звука отвечала компактная трёхполосная акустика 10АС-248. Стоило это чудо техники около 300 рублей — вполне позволительная роскошь по меркам 80-х годов.

Радиола «Ригонда-Моно»

-4

Радиола «Ригонда-Моно» выпускалась на Рижском радиозаводе с 1963 года и предлагала достойное по своим временам сочетание «цена-качество». Аппарат производился большими партиями и стал чуть ли не самым популярным в СССР «музыкальным центром». Выходная мощность — 3,5 «честных ламповых» ватт: в сочетании с лёгкими бумажными диффузорами встроенных динамиков, это позволяло озвучить небольшую или средних размеров комнату. Частотный диапазон — достаточно скромный (от 60 до 12 000 Гц), однако в реальности «Ригонда-Моно» звучала очень приятно и основательно. Электропроигрыватель — трёхскоростной, с автостопом, весьма невыдающийся, с совсем уж простеньким тонармом. Однако разъём для внешних источников позволял исправить ситуацию, подключив к радиоле вертушку классом повыше или магнитофон.

Усилитель «Бриг-001»

-5

«Бриг-001» выпускался с 1975 года на Кировском заводе «Ладога» и стал синонимом качественного звука в СССР. Усилитель был разработан группой инженеров во главе с Анатолием Марковичем Лихницким, при участии промышленного дизайнера Николая Николаевича Слесарева. Аппарат привлекает внимание практически идеальной симметрией в духе винтажной аппаратуры Marantz: ручки, клавиши и даже надписи на фронтальной панели выполнены таким образом, что визуально создаётся оптимальный баланс.

Что же касается технических характеристик, выходная мощность первой версии «Брига» достигала 50 Вт на канал (на 4 Ом), а искажения были рекордно низкими для своего времени. Усилитель оснащался надёжными дискретными регуляторами, темброблоком и отключаемой тонкомпенсацией, встроенным фонокорректором, входом для подключения микрофона (только в первой версии), разъёмами для двух пар акустических систем и выходом на наушники. Схемотехника «Брига» несколько раз модернизировалась — по большей части, изменения касались усилителя мощности.

Радиола «Мелодия-104»

-6

Блочная радиола «Мелодия-104» заслуживает пристального внимания сразу по нескольким причинам. В первую очередь, привлекает внимание пара продолговатых деревянных ящиков: это не что иное, как двухполосные акустические системы 6АС-2, построенные на базе динамиков 10ГДН-1 и 6ГДВ-1, размещённых в корпусе по коаксиальному принципу. Несмотря на столь необычный форм-фактор, звучали колонки вполне достойно, а их частотный диапазон простирался от 63 Гц до 18 кГц.

Что же касается основного блока, в нём удалось разместить ДВ/СВ/КВ/УКВ приёмник и усилитель с номинальной выходной мощностью 6 Вт на канал. Ну а в отдельном корпусе располагался простенький трёхскоростной проигрыватель виниловых пластинок. К счастью, вместо него можно было подключить какую-нибудь более качественную вертушку.

Акустические системы «Электроника 100АС-060»

-7

«Электроника 100АС-060» — одна из самых любопытных и технически продвинутых акустических систем, которые выпускались в СССР. Колонки производились с 1986 года Московским НПО «Торий» (в 1989 году появилась обновлённая версия — «100АС-063»). Несмотря на то, что данная модель — практически полная копия японских «Fisher STE 1200», она заслуживает пристального внимания.

Из интересных особенностей — применение панели акустического сопротивления (ПАС) для лучшего воспроизведения басов, а также динамики с металлизированными диафрагмами: низкочастотный ГД-01-25 с диффузором из вспененного никеля, среднечастотник ГД-01-230 с алюминиевым куполом, а также твитер ГД-01-1000 с мембраной из алюминиевой фольги.

Хитроумные динамики не только интересно смотрелись, но и были дороги в производстве, что сказывалось на розничной цене: в советские времена одна такая колонка стоила 520 рублей, а за пару следовало выложить больше тысячи. Правда, в то же время производились и более доступные «Электроники» с металлизированными диффузорами — «75АС-065» и «50АС-061».

Паспортная мощность «Электроники 100АС-060» составляла 100 Вт, а диапазон частот простирался от 30 Гц до 25 000 Гц. Эти колонки полюбились аудиофилам за их детальное и вовлекающее звучание, в особенности, при воспроизведении классической музыки.

Магнитофон «Олимп-005»

-8

Стильный и технологичный «Олимп 005» появился в продаже в 1986 году и предлагал множество полезных опций, среди которых — микроконтроллерное управление, кварцевая стабилизация скорости, электронная коммутация входов и автоматическая коррекция АЧХ канала записи. Вдобавок, из интересного — полный автореверс, поиск нужного трека по паузам и таймер включения. Отличительная черта дизайна «Олимпа-005» — целая россыпь клавиш программного управления, которые появились в левой части фронтальной панели.

Поддерживаемые скорости — 9,5 и 19 см/с, отношение сигнал/шум до 66 дБ, а частотный диапазон простирался от 20 Гц до 25 000 Гц (на 19-й скорости). Стоил такой аппарат 1230 рублей, что было сравнимо с восемью средними советскими зарплатами. В качестве дополнения к магнитофону был доступен отдельный блок с беспроводным пультом управления «Олимп ДУ-005», что упрощало жизнь состоятельному советскому аудиофилу, не желавшему вставать с дивана для перемотки плёнки и поиска любимой композиции.

Проигрыватель винила «Электроника Б1-04»

-9

«Электроника Б1-04» — очень редкий проигрыватель винила, который выпускался небольшими партиями с 1980 года. Источником вдохновения при его разработке послужил проигрыватель винила «Bang & Olufsen Beogram 4002». Как ни крути, объект для копирования был очень хорош, а итоговый результат, проигрыватель «Б1-04», также оказался весьма интересным.

Как ни крути, в общих чертах «Электроника» повторяет «Beogram 4002», однако отличается выступающим опорным диском (у B&O он утоплен в корпус) и иным расположением элементов управления. Естественно, механика и схемотехника «Б1-04» была выполнена на советской элементной базе и в корне отличалась от датского «Beogram». Ну а среди любопытных особенностей «Электроники» — тангенциальный тонарм с электроприводом и сенсорная система управления.

Судя по всему, стоил этот проигрыватель запредельно дорого и был недоступен большинству советских меломанов и аудиофилов. В итоге, немногие сохранившиеся экземпляры «Б1-04» оказались в частных коллекциях ценителей винтажной аппаратуры.

ЧИТАТЬ ДРУГИЕ СТАТЬИ