Сегодня - совершенно необычная публикация. Я так мало уделял внимания на канале скульпторам, что сегодня я решил исправиться. Мы полюбуемся на невероятные скульптуры и познакомимся с их автором - Вадимом Космачевым.
В 1974 году в Ашхабаде завершено было строительтво очень современного здания государственной библиотеки Туркменистана. Его архитектором был главный архитектор Ашхабада Абдулла Ахмедов. Здание напоминало творения Корбюзье, поэтому на площади перед зданием библиотеки статуи в стиле советского реализма не вписывались. Нужно было что-то новое, необычное, современное. В Ашхабад был приглашен молодой скульптор Вадим Космачев. Он, гуляя в окресностях площади из разбросанной арматуры и кусков железа, сварил скульптуру, которая идеально впишется в архитектурный замысел. Конечно, это была только небольшая модель. Окончательный вариант скульптуры достигнет 20 метровой высоты. Ее назовут «Конструктой». Удивительно, но скульптуру, конечно, с огромным трудом, так как она не вписывалась в линию государства, установили.
Для партийных боссов ее назвали "Древо жизни". Со временем родилась легенда, что скульптура и правда дает жизнь. К ней стали, как к иконе или к мощам святых приезжать со всей страны женщины, которые не могли зачать ребенка. Он сидели под скульптурой целыми днями... И вера была так сильна, что часто мечты о ребенке сбывались. Для молодого скульптора это был невероятный успех. Для него это была яркая вспышка. Он жаждал повторения. В СССР этот стиль не находил достойного применения. В Москве и окрестностях он успел выполнить чуть больше двадцати крупных заказов. Это были медные и керамические рельефы для зала приемов иностранных делегаций Министерства обороны, световая консоль для фасада дирекции совхоза «Заречье», поставлявшего цветы и фрукты в Кремль, фарфоровые скульптуры для зимнего сада Дома союзов, «машины для игры с водой» для советского посольства в Мавритании. Но сегодня они не сохранились. Так та его ашхабадская «Конструкта» осталась единственным произведением его советского творчества. Но его ниша в СССР оказалась закрыта... Она на тот момент была идеологически неверна и даже вредна.
Выход был один - эмиграция. Жизнь самого Космачева и всей его семьи сложилась очень хорошо. Его жена - Елена Конева создавала эскизы тканей для текстильной промышленности, а его дочь Мария работала со всемирно известной Захи Хадид и даже открыла свое архитектурное бюро. Сам же Космачев участвовал в крупных конкурсах и его работы стали появляться все чаще на улицах и площадях в Германии и в Австрии. Сегодня их уже 38. Но, по мнению самого художника, он так и не стал европейским скульптором, считая себя русским.
Его успех в России еще впереди. Несколько лет назад в Новой Третьяковке с большим успехом прошла его выставка, после которой вышла прекрасная книга, в которую вошли его 130 работ. Появятся ли его скульптуры в Москве? Вопрос уже более десяти лет остается открытым. То, что возможно было в Советском Ашхабаде, пока не находит поддержки в современной России. А уже готовые макеты скульптур ждут своего места в городе.
Надеюсь, Вам понравилась эта публикация. Читайте, подписывайтесь, обсуждайте! С уважением, Ваш Алекс Маком.