Найти в Дзене

«Зерцало ремёсел человеческих»

Акимова Галина,

научный сотрудник Музея Мирового океана,

г. Калининград

В коллекции печатной графики Музея Мирового океана есть страницы из печатного издания с гравюрами, изображающими людей разных профессий в окружении предметов своего труда. Это гравюры из издания «Зерцало ремёсел человеческих, или Что-нибудь для каждого» (Spiegel van het Menselyk Bedryf, or 'Iets voor Allen). Авторы рисунков и гравёры, известные мастера своего времени, Ян и Каспар Лёйкен (Jan (1649-1712); Casper (1672-1708) Luyken), отец и сын.

Об авторах гравюр известно не много. Отец, Ян, известен как профессиональный гравер, иллюстратор, посвятивший ремеслу всю свою жизнь. Получив образование в художественных мастерских Амстердама, он работал с разными издателями, за свою жизнь создал большое количество гравюр, им проиллюстрировано более 500 книг, посвященных самым разным областям знаний, в том числе картографические атласы, книги религиозного содержания. Кроме этого, известно, что он создал и 12 собственных книг, в числе которых и знаменитое издание о ремеслах. Его сын, Каспар, перенял от отца мастерство, помогал в изготовлении гравюр, но ранняя смерть (в 36 лет) не позволила продолжить семейное дело.

Книга о ремеслах «Spiegel van het Menselyk Bedryf…», впервые была выпущена в Амстердаме в 1694 году, и пользовалась необычайным успехом. Неоднократно переиздавалась в разных странах разными издателями, вплоть до 1767 г. Страницы из собрания печатной графики музея – из книги выпущенной в Германии в середине XVIII века.

Издание вызывает интерес и сейчас. Собранная под одной обложкой серия гравюр содержит 100 сюжетов, представляющих «искусства и ремесла» в Амстердаме, во время «Золотого века» Нидерландов (вторая половина XVII века) когда республика Соединенных провинций достигла своего расцвета в торговле, науке и искусстве. Каждая гравюра посвящена отдельному ремеслу. Сюжетов много: астролог и врач, шорник и стеклодув, сапожник и мясник. Но больше всего сюжетов о текстильной промышленности (12), за ними следуют морские занятия (8).

Рассмотрим две гравюры из музейного собрания. Гравюра «De Schip-pompemaker» (помповый мастер) посвящена вспомогательной профессии, связанной с морем. Изображение традиционно - ремесленник за работой. Детально прорисован основной механизм, с помощью которого изготавливают помпы. На дальнем плане фрагменты гавани и стоящих у пристани кораблей. На гравюре «De Scheepstimmerman» (корабельный плотник) детально изображены инструменты мастера, а на дальнем плане, как чертеж, процесс начала строительство корабля. На обратной стороне каждой гравюры есть текст с виньеткой - комментарий на старонемецком языке. К каждой гравюре прилагается лист, на котором напечатаны стихотворение о данной профессии на голландском.

ММО 1 № 10630. Гравюра. «De Schip-pompemaker» (помповый мастер) из печатного издания. 1758_1
ММО 1 № 10630. Гравюра. «De Schip-pompemaker» (помповый мастер) из печатного издания. 1758_1

ММО 1 № 10631. Гравюра. «De Scheepstimmerman» (корабельный плотник) из печатного издания. 1758_1 (1)
ММО 1 № 10631. Гравюра. «De Scheepstimmerman» (корабельный плотник) из печатного издания. 1758_1 (1)

Гравюры и вариации на темы гравюр очень активно использовали в качестве иллюстративного материала в исследованиях, посвященных голландской культуре «Золотого века» и голландской повседневной жизни XVII века. Сюжеты можно увидеть на различных бытовых предметах, созданных в XIХ, ХХ веках.

В настоящее время, используя возможности компьютерных технологий, книгу о ремеслах можно посмотреть виртуально на сайтах различных архивов и библиотек. Можно увидеть и более поздние издания. Во время анализа видно, что гравюры из более поздних изданий отличаются от авторских в деталях, а так же бывают в зеркальном отображении.

Книгопечатание в Европе, и, соответственно, гравюра, как иллюстрация к книге, активно развивается с XVI века. Начинают выпускаться, прежде всего, иллюстрированные Библии, и самые разные издания - календари, травники, специальные книги с информацией о разных странах и видами городов и т.д.

Сейчас старинные издания давно стали редкостью на антикварном рынке. Их разбирают на отдельные листы, что, с одной стороны, уничтожает историческую ценность книг, а с другой – позволяет формировать тематические собрания произведений печатной графики. Есть отдельные страницы из старых изданий и в музейной коллекции печатной графики. Особое место отведено старинным картам. Они не только часть картографической коллекции, но их так же рассматривают как одну из разновидностей научной и исторической иллюстрации. По сути, это старинные документы, которые позволяют увидеть далёкий от нас мир так, как его видели люди, жившие в то время. Изучение произведений печатной графики – это уникальная возможность совершить путешествие в историю. Используя визуальное изображение можно узнать о различных технических достижениях, а анализируя приемы создания самого изображения - о достижениях в гравировке, книгоиздательстве и т.д..

Во Фридрихсбургских воротах, одном из объектов Музея Мирового океана, создана экспозиция «Кабинет Петра I»[1]. Это не случайно. Кёнигсберг (в н.в. Калининград) - третий европейский город на пути Великого посольства, дипломатической миссии, отправившейся 9 марта (по старому стилю, по новому – 19) 1697 года из Москвы. Молодой царь Петр I отправляется в Европу: официально – искать союзников в странах христианских для борьбы с магометанской Турцией, а неофициально, «… в поисках технологий…», как сказал историк О.В. Ключевский. На заграничных письмах царя явилась печать с надписью: «Аз бо есмь в чину учимых и учащих мя требую»[2].

Петр был молод, любопытен, полон темперамента. В далеких от России землях он искал новые знания, нанимал технических специалистов самых разных производственных направлений. Сейчас мы понимаем, что молодой царь искал людей, обладающих не только практическими умениями и соответствующим набором инструментов, но и чертежами, инструкциями, т.е научными знаниями в определенном производственном направлении – всем тем, что сейчас называется «технологии». Тогда, на рубеже XVII-XVIII, когда основное производство было основано на применении ручных орудий труда, оно называлось «ремесло».

Петр и сам учится ремеслам, получая множество технологических знаний. Стали легендой его слова «…знаю 14 ремесел и сам буду плотничать, бояр моих заставлю гвозди вбивать…», которые он произнес в беседе с двумя высокообразованными и высокопоставленными дамами как раз во время Великого посольства.

А во Фридрихсбургской крепости, и в Пиллау (ныне город Балтийск Калининградской области) Петр практиковался в пушечной стрельбе под руководством подполковника фон Штернфельда, который выдал ему аттестат: «Господин Петр Михайлов везде за исправного, осторожного, благоискусного, мужественного и бесстрашного огнестрельного мастера и художника признаваем и почитаем быть может».

Когда специалисты музея создавали экспозицию о путешествии Петра, решали вопросы оформления и дизайна, то обратились к гравюрам из фонда печатной графики, ведь на этих гравюрах раскрывается мир Европы, увиденный глазами участников Великого посольства. Так, используя сюжеты мастера XVII века, был создан рисунок на окне, имитирующий монохромный витраж (дизайнер С.Панов).

В год 350-летия Петра I и 325-летия Великого посольства экспозиция «Кабинет Петра I» вошла в состав «Петровского центра», открытого в ИКЦ «Корабельное воскресение» во Фридрихсбургских воротах Музея Мирового океана.

-4

[1] Статья «Кабинет Петра I» печаталась в журнале «Мир музея» №1, 2019.

[2] Ключевский В.О. Курс русской истории. Лекция LIX.