Ратное дело сиречь это! - в голове у воеводы Романа Сангушко всплывали слова его старшего брата Дмитрия. В детстве тот любил поучать младшего, начитавшись вначале о деяниях Александра Македонского, Аннибала и Атиллы.
Роман оглянулся на свои конные хоругви числом 1350 казаков, валашской и татарской конницы. Они шли бодро, доверяя своему головному. Знали, что бывший брацлавский воевода Роман Сангушко никогда ничего не делает без оглядки, и не узнав все что нужно.
За конницей топали пешие жовнеры. Они тоже бодро несли свои аркебузы, луки, и другое пешее снаряжение.
Сангушко вел своё войско на русский лагерь около озера Суша. Сангушко несколько дней вел за лагерем наблюдение и выяснил все скрытные проходы к озеру. Знал он и где, кто стоит - татары в три тысячи отдельно за озером, в сухой местности, где слепни не мучали их степных лошадок. Русские стрельцы и ратники числом пять тысяч на другом берегу озера, за рогатками и наспех вырытыми окопами.
Роман раскинул в голове все что он сделал и не сделал. Выходило, что пока все. Голова успокоилась и он вернулся к своим воспоминаниям под мерный топот лошади:
- Сиречь что - смеялся Роман, когда видел как Дмитрий пытается сформулировать мысль в своей 15-и летней начитанной голове.
- Сиречь, сиречь! Сиречь знание противника, знание себя и знание местности. Этому учил Аннибал.
- А чему еще учил Аннибал?
- Без сикофантов, сиречь осведомителей во вражеском лагере ты не знаешь нрав полководца, характер солдат, их припасы и недостаток в припасах.
На этом мысли Романа остановились. Он напрягся, так как понял, где недоглядел.
Его осведомитель, которого он смог внедрить в кошевой обоз русского войска рассказал все связному, которого он послал на встречу. Но связной не догадался узнать о том, придут ли в русский лагерь большие пушки. Они были нужны Роману чтобы после разгрома лагеря атаковать строящуюся русскими крепость посреди озера Суша.
Теперь уже было поздно. Связника отправлять не было необходимости. Осведомитель Сангушко скрылся из лагеря, предупрежденный о нападении на него.
Ну да ладно! Будем делать то, что можем! - запоздало подбодрил себя Сангушко. Хотя очень сильно пожалел, что не выяснил такую деталь. Если бы он знал точно, придут ли к русским пушки и когда, то он бы придержал сикофанта в русском лагере. И когда только они пришли бы, то атаковал бы и захватил бы пушки. С их помощью взял строящуюся крепость на острове.
Разозленный своим недоглядом Роман велел жовнерам идти еще тише. Хотя они итак обмотали копыта лошадей тряпками, а солдаты сняли все железное.
В остальном все сложилось удачно. С утра июльского утра казачья хоругвь Сангушко вырезала русские караулы. Пехота растащила рогатки и в лагерь ворвались конные хоругви. Славно они порубали москалей. Много взяли пленных и припасов. Освободили мещан и солдат, которых ранее захватили русские.
Но артиллерии в лагере как ни надеялся Роман и не посылал молитвы-просьбы к Деве Марие не оказалось. Без не смысла штурмовать крепость на острове не было. Надо было уходить! Крепость осталась за русскими.
Цикл рассказов о Ливонской войне 1558-1583 годов
Статьи канала "История и культура Евразии" за август 2022 года
Список художественных рассказов канала "История и культура Евразии" за 2020-2022 годы