В 2022 году маркировке в обязательном порядке подлежат обширные категории товаров — от шуб и табака до упакованной воды и молочной продукции. Пока что в добровольном порядке маркируются пивные напитки, антисептики и БАД. Если вы собираетесь производить товары, которые по закону нужно в обязательном порядке маркировать, или хотите присоединиться к добровольному эксперименту маркировки отдельных видов продукции, воспользуйтесь нашим чек-листом, чтобы ничего не упустить.
Шаг № 1. Получение электронной подписи (ЭП)
Если у вас уже есть усиленная квалифицированная ЭП для сдачи бухгалтерской и налоговой отчётности, то оформлять отдельную для обмена информацией с системой маркировки Честный ЗНАК не нужно. Если же ЭП нет, то её придётся оформить. Руководители компаний и ИП могут получить ЭП в Удостоверяющих центрах ФНС или у их официальных партнёров (например, СберБанк).
Подробнее о том, как получить ЭП по новым правилам в 2022 году, вы можете узнать в этом материале.
Шаг № 2. Подключение к ЭДО
Система Честный ЗНАК принимает от производителей маркированной продукции документы только в электронном виде. Потому без подключения к электронному документообороту (ЭДО) не обойтись. Товары, в отношении которых не оформлены электронные документы, не смогут принять участники рынка.
При выборе оператора ЭДО нужно, чтобы он был аккредитован в ФНС. Также стоит обращать внимание на следующие характеристики:
- Роуминг — желательно, чтобы пользователь ЭДО мог беспрепятственно обмениваться документами не только с клиентами своего, но и с клиентами других операторов. В идеале подключиться к ЭДО, которым пользуются большинство ваших деловых партнёров.
- Функциональность. Система ЭДО должна быть удобна по интерфейсу, иметь различные способы интеграции в ПО, которым пользуется производитель маркированной продукции, работать с разными видами и форматами документами. Также хорошо, если оператор предоставит пользователю электронный архив.
Шаг № 3. Регистрация в Национальном каталоге и системе Честный ЗНАК
Перед регистрацией в системе Честный Знак портал предложит сразу выбрать категорию маркированной продукции, которую будет реализовывать производитель. Далее на сайте можно будет ознакомиться с пошаговой инструкцией по регистрации. Там же пройдёт регистрация в Национальном каталоге товаров.
Если вы уже выпускаете маркированную продукцию и хотите добавить новую товарную группу, потребуется отредактировать данные профиля в Честном ЗНАКе. Дополнительно нужно будет уточнить у оператора ЭДО, не нужно ли будет обновлять ПО для работы с новой группой маркированных товаров.
Шаг № 4. Получение GTIN
GTIN — это уникальный код товара, который состоит из 14 цифр. Для его получения производителю нужно описать товар в Национальном каталоге, который будет продаваться. Позднее система автоматически сгенерирует GTIN для каждого продукта в отдельности. Все коды GTIN уникальны для каждой единицы товара.
Шаг № 5. Проверка бизнеса на готовность работы с маркировкой
Для работы с маркировкой, помимо получения ЭП, подключения к ЭДО и регистрации в Честном ЗНАКе, также потребуется:
- специальное оборудование для нанесения маркировки на упаковку и её считывания — верификаторы, аппликаторы, принтеры, терминалы сбора данных;
- переосмыслить упаковку товара — нужно будет определиться, куда наносить маркировку, поскольку коды не должны перекрывать важную для потребителей информацию (например, о сроке годности);
- проверить учётную систему на возможности работы с маркировкой — её придётся обновить или переподключиться на более удобную;
- обучить сотрудников работе с маркировкой — в частности, кладовщикам нужно будет сканировать коды товаров, чтобы внести информацию о них в документы, операторам нужно будет заказывать коды и вводить их в оборот, а бухгалтерам — направлять универсальные передаточные документы (УПД) контрагентам.
После выполнения всех 5 шагов можно начинать тестировать маркировочные бизнес-процессы и дорабатывать их при необходимости.
11 августа 2022 года, в 11:00 по московскому времени приглашаем участников рынка маркировки на бесплатный вебинар «Как использовать ЭДО для работы с маркировкой?». Отдельное внимание будет обращено на маркировку молочной продукции и упакованной воды, поскольку для них ЭДО станет обязательным с 1 сентября и 1 ноября соответственно. Эксперты также расскажут, как правильно работать с документами, в которых содержится информация о маркированной продукции.