Все вещи достигают полноты в нас самих.
Нет большего наслаждения, чем осуществить это через самосовершенствование.
Мэн-цзы
Затрагивая тему «рыцарей»-у-ся (начало см. тут), а также влияние на эту среду даосизма и конфуцианства, нельзя пройти мимо такого важного аспекта, как самосовершенствование.
Хотя в целом, практика боевых искусств в Старом Китае - суть ремесло, позволяющее зарабатывать себе на пропитание, одежду и кров, тем не менее - это ещё и средство для самосовершенствования и саморазвития. И что самое интересное, специфика этого явления в китайской культуре заключается ещё и в том, что усердно занимаясь традиционными боевыми искусствами изо дня в день, человек совершенствуется не только непосредственно в этих самых искусствах, но также развивает и свою Природу. Причём такое экзистенциальное самосовершенствование свойственно (в рамках китайской традиции) практике любых искусств.
В рамках китайской культурной традиции, благодаря развитию своей собственной Природы, человек способен не только познать Небо, но и стать единым с ним.
Развивая в себе справедливость, «не терпящее страданий сердце», он в итоге обретает гуманность. Через неуклонную работу над собой, а как известно «тренировать кулачное искусство - есть горькое», со временем исчезнут эгоизм и себялюбие. И вот когда одни качества действительно приобретены и другие исчезли, человек приходит к пониманию отсутствия различий между ним и другими, между ним и Небом. То есть человек отождествляет себя с Небом как единое целое и приходит к пониманию глобального принципа
все вещи достигают полноты в нас самих
У Мэн-цзы в диалогах с учеником есть рассказ о двух воинах и их методе совершенствования доблести, при этом сам Учитель о себе говорит:
я искусен во взращивании хао жань чжи ци
Хао жань чжи ци (浩然之气 hàoránzhīqì) - это величие духа и чувство справедливости в восприятии мира, но сам Мэн-цзы объясняет этот термин так:
Это ци, необычайно великая, необычайно сильная. Если ее взращивать непосредственно и не вредить ей, она наполнит собой все между Небом и Землей. Ци достигается сочетанием справедливости и Дао, а без них она будет ослаблена
Получается, что эта ци у Мэн-цзы практически эквивалентна юн ци (勇气yǒngqì смелость, храбрость, отвага, мужество) и ши ци (士气 shìqì боевой дух; воинский дух, т.е. мужество и доблесть). То есть ци у Мэн-цзы обладает той же природой, что и мораль «рыцарей»-у-ся. Но есть и отличие: нравственность у-ся касается лишь отношений человека и человека, поэтому является лишь нравственной ценностью. Но у Мэн-цзы это мораль человека, который отождествляет себя с со всем окружающим миром, поэтому Мэн-цзы говорит, что она «наполняет все между Небом и Землей» и является «сверхнравственной ценностью».
Но вернемся вновь к процессу самосовершенствования. Есть в рамках китайской культуры непривычное нам:
Мельчайшее принуждение приведет к неудаче.
Смысл тут таков: взращивая, например своё гунфу,, с одной стороны необходимо что-то для этого делать, но, с другой следует «не помогать этому расти». И для обоснования этому как всегда есть изречение Мэн-цзы:
Не следует уподобляться человеку из Сун. В царстве Сун жил человек, который очень горевал, что его зерна не растут быстро. Поэтому он вытянул их. Вернувшись как ни в чем ни бывало домой, он сказал домашним: "Сегодня я устал, ведь я помогал росткам расти". Его сын побежал взглянуть на них и увидел, что все они засохли
Собственно устанавливается критерий, что не так важен результат, сколько сам процесс, и отсюда следует, что в изучении боевых искусств важен не столько результат, сколько - Путь, которой не столько бесконечен - как у нас принято считать, просто результат будет достигнут лишь тогда, когда ему придёт время. А затем процесс продолжиться: ведь когда урожай созреет - его надо убрать, из зерна сделать муку и так далее...
Есть еще один важный аспект необходимости постоянного совершенствования в своем искусстве, который в рамках традиционных боевых искусств практически доведен до абсурда.
В привычной нам логике, которая родом из христианства, признание ошибок и тому подобного - не осуждается обществом, скорее даже такой подход христианство считает неким проявлением мужества, за которым следует очищение и возможное исправление ошибки. Но в рамках китайской культуры - это тотальное унижение, пожалуй, более известное нам как «потеря лица». И если в рамках японской культуры у воина есть выход - ритуальное самоубийство, то для «рыцарей»-у-ся ошибка ли при проявлении справедливости, продемонстрированный ли недостаток мастерства или знаний в воинском деле - это окончание истории.
Вот кратко так.
Продолжение следует!
Всем - хороших тренировок!
#ушу
#философия
#история
#конфуцианство