Думаю, каждый, кто провёл достаточно времени в интернет-поттероманском пространстве, встречался с этой идеей.
Суть идеи состоит в том, что история о Гарри Поттере списана/украдена/заимствована Джоан Роулинг из других произведений. Варианты могут разниться - от полного плагиата до заимствования идей,
Что ж...
Как поттероманка, я не могу одобрять эти обвинения. Но почему бы не рассмотреть аргументы и не подумать над ними?
Что (гипотетически) заимствовано?
Начнём с того, что давным-давно крайне умный дяденька по имени Хорхе Луис Борхе выделил 4 типа сюжетов в литературе.
Да-да. Всё огромное многообразие литературы, имеющейся в мире, можно свести к 4 сюжетам. Сложно быть оригинальным в такой раскладке.
Но это я так, литературно пошутила))) Теперь давайте серьёзно: какие заимствования люди находят у Ро?
1. Золушка
Жизнь Гарри у Дурслей - чисто адаптация Золушки. Он живёт в семье, которая его не любит и одевает в обноски, обращаются с ним ужасно. А потом является крёстная фея Хагрид и дарит ему сказку и счастье.
2. Звёздные войны
У-у-у, треклятые, и тут меня достали!
Идея об Избранном мальчике с особенной силой, которого забирают на обучение люди, владеющие "магией" была и в ГП, и в Звёздных войнах. Детали, конечно, отличаются, а сюжетная канва вполне похожа. Причём, сначала особенный мальчик - Том и Энакин, а потом - наследники Гарри и Люк.
3. История об Избранном
История об Избранном, который один только способен на... нечто (например, уничтожить зло), она в целом не нова. Это и Бильбо с Фродо, и Нео, и тот же Люк.
Так что иногда Роулинг обвиняют и в заимствовании этого распространённого тропа. Дескать, неоригинально вы поступили миссис, неоригинально.
4. Скрытые волшебники
Идея о существовании скрытого от глаз человеческих мира тоже не нова. Необязательно волшебников, а, например, вампиров. Или оборотней. Или мишек Гамми.
Суть в том, что мир скрыт от глаз людей, чтобы обитатели этого мира не пострадали. А сюжет завязывается вокруг идеи взаимоотношений с людьми - как мир раскрывается главному герою, как его там принимают, как он потихоньку "вливается" и становится своим. А в идеале - находит способ примирить два мира.
5. Школа волшебства
После рождения Поттерианы историй о школах волшебства появилось видимо-невидимо. Но они существовали и раньше. Например, цикл "Самая плохая ведьма". Я так поняла, он издаётся с 1974 года, и некоторые считают, что Джоан украла оттуда саму идею школы магии.
И дальше - по мелочи. Кто-то проводит параллели с Оливером Твистом, кто-то недоволен системой волшебных существ (многие из них берут начало в английском эпосе или фольклоре).
Виновна ли Джоан?
Я считаю, что нет.
Во-первых, сложно не заимствовать идеи из культурного пространства, в котором варишься. Даже в самых безумных космических фильмах пришельцы чем-нибудь да напоминают наших, земных существ.
Во-вторых, если ты берёшь чью-то идею и рождаешь из неё нечто полностью оригинальное и самобытное, это не кража. Например, Стивен Кинг это дело любит, но кто назовёт его плагиатором?
Джоан создала целый мир. Она написала историю, покорившую миллионы людей. Пусть в её истории есть параллели с другими, а некоторые идеи похожи на чьи-то ещё, это уже не имеет значения. Потому что именно Джоан вывела их доселе невиданный уровень.