4 августа - 265 лет со дня рождения выдающегося художника Владимира Лукича Боровиковского (1757 –1825).
«Самобытный, оригинальный, чисто русский талант», которому «под силу разрешить любые колористические задачи», - так охарактеризовал Боровиковского художник и критик А.Н. Бенуа.
Живописец жил и работал на рубеже восемнадцатого и девятнадцатого столетий. Как мастер он сформировался в просветительскую эпоху царствования Екатерины Великой. Расцвет его творчества пришелся на краткое правление Павла I. Он пережил «дней александровых прекрасное начало», нашествие Наполеона и Отечественную войну 1812 года. Художник скончался в апреле 1825 года, не дожив нескольких месяцев до восстания декабристов.
Боровиковский родился на Украине, в Миргороде, в казачьей среде потомственных военных и иконописцев. Первые уроки получил у отца, рано начал писать образá и портреты. Перелом в его судьбе наступил в 1787 году, когда он принял участие в украшении в Кременчуге путевого дворца для Екатерины II, проезжавшей через Украину в Тавриду. На одном из панно он изобразил «семь мудрецов Греции перед книгою «Наказа» и Екатерину в виде Минервы, объясняющую им свое творение, на другой картине был представлен Петр I, вспахивающий землю, а вслед за ним Екатерина II, сеющая семена. Два гения, изображавшие великих князей Александра и Константина, боронили эту вспаханную и засеянную землю. Мысль этих картин понравилась Императрице. Она пожелала узнать имя художника и предложила ему ехать в Петербург.
В 1788 году Боровиковский поселился в Петербурге, первые восемь лет прожил в семье Львовых. С Академией художеств не был связан и никогда – с государственной службой. «Академией» для него явился кружок Державина – Львова, где он сблизился с художником Д.Г. Левицким, композитором Е.И. Фоминым, поэтами Д.И. Хвостовым, М.Н. Муравьевым и В.В. Капнистом, архитектором П.С. Филипповым. Идеи Руссо, пропагандируемые в кружке, способствовали развитию сентименталистских настроений в творчестве художника.
Последние годы жизни, ища братства и духовного содружества, вошел в мистическую секту Е.Ф. Татариновой «Духовный союз», но не нашел там ни того ни другого, и был очень разочарован. «Все мне кажутся чужды… Одно высокомерие, гордость и презрение», - писал он в своем дневнике.
Жил Боровиковский замкнуто, без семьи. Современники отмечали, что в одиночестве любил играть на гуслях и тосковал по Украине. На протяжении всей своей жизни он много и плодотворно работал, ценя каждую минуту. «…Я занят трудами моими непрерывно. Мне потерять час превеликую в моих обязанностях производит расстройку», - писал он.
Его художественное наследие насчитывает свыше трехсот произведений. Среди них многочисленные иконы, аллегорические композиции, разнообразные примеры портретного жанра: репрезентативные полотна большого размера, малоформатные камерные изображения, миниатюры. Он стал поистине «историографом эпохи», ему позировали цари и царедворцы, политики и военные, отцы церкви и светские красавицы. В своих портретах он умел сочетать условность композиции с правдивой характеристикой модели. Всесоюзный музей А.С. Пушкина обладает несколькими произведениями художника. Это портреты Екатерины Николаевны Раевской-Давыдовой, урожденной Самойловой (1750-1825), Софьи Алексеевны Раевской, урожденной Константиновой (1769-1844), и Гавриила Романовича Державина (1743 – 1816).
Автор текста - Оксана Евгеньевна Каяндер, хранитель фондов оригинальной графики и ФРА.