Головная боль большинства родителей - вопросы:
Почему надо всё время напоминать?
и
Почему надо по сто раз повторять?
По первому вопросу я уже публиковала статью. Если захотите посмотреть, ссылка на неё будет в конце.
Сейчас же попробуем разобраться, что не так с нашими инструкциями или просьбами, и почему иной раз их приходится многократно повторять.
Научная справка
В основе ответа на этот вопрос будет лежать понимание того, что такое дискриминативные стимулы и трёхфакторная последовательность.
Поэтому, прошу прощения у своих читателей, но мне придётся немного об этом написать.
Поведение формируется последствиями.
Но не только.
Ещё поведение формируется антецедентами.
Антецеденты - это стимулы, события или состояния, которые возникают перед поведением и либо побуждают, либо предрасполагают к определённому поведению.
В результате подкрепляющих последствий закрепляются не только определённые формы поведения, но ещё и условия среды, которые в будущем будут его вызывать.
Поведение, которое чаще возникает при одних антецедентных обстоятельствах, чем при других называется дискриминированным оперантом.
Поскольку такой оперант чаще встречается в присутствии определённого стимула, чем в его отсутствии, говорят, что он находится под стимульным контролем, а сам этот стимул называют дискриминативным стимулом.
Дискриминативный стимул буквально сигнализирует нам о том, что подкрепление доступно.
Подытожу.
Трёхфакторная последовательность - это ключевое понятие анализа поведения.
Выглядит как: "антецедент - поведение - последствие" или Antecedent, Behavior, Consequence, коротко (АВС).
Как это работает в жизни
Когда вы обращаетесь к кому-то с просьбой или инструкцией, то вы рассчитываете на то, что ваша реакция запустит определённое поведение у того к кому вы обращаетесь.
Пример:
Если вы обращаетесь к своему ребёнку, который на данный момент играет за компьютером, с инструкцией пойти помыть посуду, то вы рассчитываете на то, что для ребёнка ваша инструкция станет дискриминативным стимулом, который побудит ребёнка встать и пойти помыть посуду.
Но этого не происходит.
Почему?
Потому что ребёнку выгоднее сейчас продемонстрировать избегающее поведение: проигнорировать вашу инструкцию и продолжить игру.
Что в этом случае в большинстве своём делают родители?
Они повторяют инструкцию снова.
И снова...
И снова...
И так до тех пор, пока у них не закончится терпение и они не пустят в ход ругательства, предупреждения и прочие угрозы, после которых ребёнок пойдёт мыть посуду.
И это опять будет избегающее поведение ребёнка, потому что в этом случае он демонстрирует избегание возможных неприятностей, последующих в случае его отказа.
Только имейте ввиду, что дискриминативным стимулом в данном случае выступила угроза или предупреждение.
А значит, на будущее, пока не прозвучит угроза, он не будет ничего делать.
Но и это ещё не всё
Для того, чтобы даже в этом случае ребёнок оторвался от игры и пошёл мыть посуду, он должен точно знать, что в случае его отказа неприятностей ему не миновать.
Если же на самом деле у него есть достаточный опыт того, что вслед за угрозами ничего не последует, то играем дальше.
А вы продолжаете ругаться.
Ещё...
И ещё...
И так до тех пор, пока у кого-то из вас не лопнет терпение и он не пойдёт мыть посуду сам.
Таким образом ребёнок подтверждает свой опыт того, что ваши инструкции можно игнорировать, а главное, это гораздо выгоднее.
Потому что ваша инструкция не является для ребёнка дискриминативным стимулом.
И даже угрозы уже не являются.
Что делать?
Не позволяйте ребёнку продолжать получать подкрепление, когда он игнорирует ваши инструкции.
Когда ребёнок будет знать, что выполнение вашей инструкции позволит ему получить желаемое, он будет выбирать такие формы поведения быстрее и чаще.
Для этого:
- Подойдите к ребёнку;
- Убедитесь, что он вас слышит;
- Произнесите инструкцию чётко и внятно;
- Если после этого нет реакции, то повторите инструкцию и тут же дайте подсказку;
- Не позволяйте продолжать деятельность пока ваша инструкция не будет выполнена;
- Не используйте угрозы и предупреждения.
Надеюсь, было полезно.
Любая активность на канале приветствуется и помогает расширять аудиторию его читателей. Вдруг для кого-то из них эта информация будет иметь решающее значение.
Ваши лайки и добрые комментарии вдохновляют меня писать дальше 👍
#ава-терапия #дети #воспитаниеребенка #наукаиобразование #воспитаниедетей