Начавшуюся в 1936 году войну в Испании многие покинувшие Россию белогвардейцы расценили, как продолжение Гражданской войны. Тем более на стороне республиканцев выступили прибывшие из Советского Союза военные специалисты. Война между непримиримыми противниками вновь развернулась с небывалым масштабом. Причем не только на земле, но и на небе. В этом контексте довольно примечательна судьба русского летчика Всеволода Михайловича Марченко.
Службу Марченко начал в 16-ти летнем возрасте поступив в Морской корпус. Практические плавания он проходил на броненосном крейсере "Рюрик". А по окончанию обучения был произведен в мичманы. Только вот с морской карьерой у Марченко не срослось. В начале Первой Мировой войны он все еще служил на миноносце, но уже поглядывал в сторону только что зарождающейся боевой авиации.
Марченко поступил в Одесскую школу высшего пилотажа. После обучения он получил звание морского летчика и принял участие в сражениях на гидросамолете, базировавшемся на гидроавианосце Николай I. Марченко занимался разведкой и бомбометанием по позициям противника. Начальник авиации Черноморского флота старший лейтенант Стаховский ходатайствовал перед начальством о награждении Марченко орденом Святого Владимира I степени. Результаты разведки Всеволода Михайловича были признаны одними из лучших и вскоре он получил свой орден.
Впрочем, Марченко отличился не только в разведывательных операциях. В порту Зонгулдак 24 января 1916 года под огнем неприятеля летчик прямым попаданием потопил турецкий пароход "Ирмингард" с водоизмещение свыше 4000 тонн. За эту операцию он был награжден Георгиевским оружием. Позже, за охранение транспорта с войсками его наградили орденом Святой Анны.
С началом Гражданской войны летчик эмигрировал в Токио. Когда адмирал Колчак начал формировать вооруженные силы Марченко откликнулся на зов и прибыл в распоряжение министерства контр-адмирала Михаила Ивановича Смирнова. Марченко назначили начальником гидроавиационного отделения Морского технического управления.
Благодаря выдающейся энергии авиатора старшего лейтенанта Марченко в Красноярске были сделаны крылья и даже начата постройка новых аэропланов, последние не могли быть готовы к весне, но крылья к 4 имевшимся лодкам были сделаны (Из доклада контр-адмирала Михаила Ивановича Смирнова).
Впрочем, Белая армия потерпела поражение в Гражданской войне и Марченко вынужден был окончательно покинуть пределы России. В 1923 году он перебрался жить в Испанию, где недолго служил в Иностранном легионе, а затем ушел в гражданскую авиацию. Начавшаяся вскоре революция застала его врасплох. Марченко арестовали и лишили права летать.
Не желая терять свой новый дом Всеволод Михайлович бежал сперва во Францию, но оттуда вернулся и примкнул к силам генерала Франко. В военной авиации Национальной армии Марченко был на особом счету. Он был одним из лучших летчиков армии. Именно он снабжал продуктами и боеприпасами осажденный республиканцами монастырь Вирхен де ла Кабеса под огнем неприятельских ПВО.
На последнее свое задание Марченко вылетел на бомбардировщике ночью с 14 на 15 сентября 1937 года:
Марченко вылетел с «аэродрома белых в 8… час. вечера с зажигательными бомбами и, прилетев на неприятельский аэродром, бросил светящуюся “бенгалу”, чтобы лучше видеть место, куда… сбрасывать бомбы… эта “бенгала” дает очень сильный свет… его сразу увидели… неприятельские летчики, и один советский лётчик вылетел на истребителе (Источник: Ф. Ф. Пелль в статье «Памяти героя» для №136-137 пражского «Морского вестника»)
Пролетая над аэродромом врага Марченко сбросил все зажигательные бомбы уничтожив несколько советских самолетов и спалив два амбара. Чтобы убедиться в достигнутом результате он сбросил еще одну осветительную бомбу. Его тут же засекли. Советский истребитель И-15 выпустил по нему очередь и пробил бензобак.
Всеволод Михайлович, видя свой аппарат в пламени, выпустил весь газолин и старался, планируя, достигнуть позиции белых… видя, что это невозможно, выпрыгнул из аппарата на парашюте и благополучно достиг земли. (Там же).
Приземлившись русский летчик Марченко раненый направился в сторону своих позиций. Он даже смог пройти четыре километра перед тем, как наткнулся на патруль красных. Остановившаяся машина осветила его фарами. Из нее выскочили республиканцы и потребовали, чтобы летчик сдался. Марченко ответил им огнем из пистолета.
После недолгой перестрелки Марченко был сражен пулей одного из коммунистов. Советские пилоты попросили своих социалистических "коллег" оказать русскому летчику все почести и похоронить его на местном кладбище. Поначалу пожелание было исполнено. Но стоило советским летчикам забыть об этом деле, как республиканцы выкопали Марченко и бросили его за ограду.
Лишь поле того, как город заняли "белые" прах Марченко был перевезен в Сильвию, где его предали земле со всеми воинскими почестями. Так закончилась жизнь одного из храбрых русских офицеров, сынов своего Отечества, что вынуждены были оказаться на чужбине и принять участие в чужой войне. Старший лейтенант Марченко мог служить России. Но судьба распорядилась иначе. Награжден он был высшей воинской наградой Испании - орденом Святого Фердинанда.
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи и ставьте нравится.