Речь о суверенитете. Или он есть, или его нет. Китаю было что терять от неминуемого конфликта с Западом. Тут и деньги, и технологии, и рынки. Запад дав это все Китаю, позволил ему подняться, но и привязал к себе.
Китай увиливал от самоопределения до последнего, срочно перестраивая свою ориентируемую на Запад экономику. Когда уже валом пошли санкции, бойкоты, демарши - спускал на все тормозах.
Последние китайские уловки были после начала российской спецоперации. Китай устранился от прямой поддержки России в ООН, воздержавшись. Демонстративно отказал в продажах оружия. Учитывал антироссийский санкционный режим.
Особых почти союзнических отношений, которые так им декларировались Китай не проявил. Вел себя доброжелательно-отстраненно как, например, та же Индия. Конечно, Китай - когда было можно - пользовался случаем. Участвовал в форумах. Использовал обходные пути для товаров. Но ...
Да, Россия все понимала. Ведь китайская война - это бесконечный путь хитрости. Однако осадок оставался.
Теперь для Китая наступает момент истины. После всех последних китайских предупреждений борт № 3 главы Конгресса США Н. Пелоси торжественно входит в воздушное пространство "мятежной китайской провинции".
Это автоматически означает новый уровень гибридного китайско-американского конфликта. И очень скоро мы его почувствуем китайской финансовой, кадровой, военно-технической поддержкой. В том числе на украинских полях сражений.
А иначе, нельзя. Как говорится “Если страна, выбирая между войной и позором, выбирает позор, она получает и войну, и позор”.