Рубеж 1920-1930 гг. был уникальным временем в советской истории. Страна, только-только оправившаяся от Гражданской войны, с уверенностью смотрела в будущее.
Ей ещё только предстояло найти своё «лицо» в политике, культуре, науке, технике, идеологии. Это было время общественной революции с революционными же идеями. Одной из них в области техники стал так называемый ШЭЛТ – шароэлектролотковый транспорт.
Описание проекта
Автором проекта ШЭЛТ стал инженер Николая Ярмольчук. Ему пришло в голову, что эффективность железнодорожных перевозок можно повысить, полностью заменив стандартную систему железнодорожного сообщения на своеобразный лотковый монорельс, состоящий из бетонных путевых желобов, поддерживающих его стел и высокоскоростных электропоездов.
Основная идея заключалась именно в эффективности – новый поезд должен был развивать скорость до 300 км/ч. При этом, он должен был быть тише и экономичней стандартных угольных локомотивов того времени. Затраты на строительство системы бетонных желобов обещали быть значительно ниже, чем на строительство обычных рельсовых путей.
Описание конструкции
Конструкционно пути проекта ШЭЛТ представляли собой вынесенные на небольшую высоту бетонные полукруглые желоба, закреплённые на железобетонных стелах.
Сам поезд же должен был быть выполнен из лёгких металлов. В движение его приводил электрический двигатель, питаемый от дизельного генератора. Основными движущими элементами были два огромных колеса (шароида), расположенных в начале и конце поезда. В состав входили локомотив и несколько вагонов. Внешне конструкция напоминает современные скоростные поезда.
О личности изобретателя
Николай Ярмольчук происходил из крестьянской украинской семьи. В годы Гражданской войны служил в Красной Армии, участвовал в подавлении Кронштадского восстания моряков. После демобилизации работал на железной дороге под Курском. Именно тогда ему впервые пришла идея качественной модернизации железнодорожного сообщения.
Позже он успешно окончил Московский технический институт (в будущем им. Баумана) и приступил к разработке своего проекта уже на научном уровне.
В 1929 году он представил результат своей работы на выставке в Московском институте инженеров транспорта и получил самые высокие оценки присутствующих. Пресса быстро узнала о новом проекте, что стало решающим фактором в поддержке молодого инженера правительством.
История проекта
Деньги на разработку были выделены, была создана специальная группа из 89 инженеров для разработки шаропоезда. К 1932 году был готов первый прототип в масштабе 1:5 и экспериментальная железная дорога.
В 1933 году Совет Народных Комиссаров (СНК) одобрил строительство первого экземпляра поезда и экспериментальной дороги под Москвой. Однако неожиданно в том же году проект был свёрнут.
Почему же ШЭЛТ «завернули»?
Идея просто обогнала своё время. Во-первых, страна находилась на пороге индустриализации, и модернизация транспорта была отнюдь не самым приоритетным направлением в условиях полного обновления ресурсной базы.
Во-вторых, оказалось, что, хотя в перспективе элементы поезда должны были быть дешевле в производстве, чем стальные рельсы, однако здесь и сейчас мощностей для разворачивания серийного производства желобов просто не было.
В-третьих, обнаружились некоторые проблемы и с самой идеей. Например, любое оледенение желоба грозило сходом поезда с рельс, что, учитывая скорости, обернулось бы большими человеческими жертвами.
Тем не менее, сама идея не умерла и продолжает так или иначе развиваться. Своеобразным её продолжением (с поправкой на современные технологии) можно считать проект Илона Маска Hyperloop. Проблему оледенения монорельсовой системы разработчик решил просто – поместил поезда в закрытые круглые тоннели.
Спасибо, что ставьте лайки 👍и подписываетесь на канал: ИСТОРИЯ. А ВЫ ЗНАЛИ?, чтобы не пропускать новые статьи.