Найти в Дзене
История. А вы знали?

«Сапсаны» Сталина: Как еще в 1933 в СССР хотели построить поезд, скорость которого 300 км/ч

Оглавление

Рубеж 1920-1930 гг. был уникальным временем в советской истории. Страна, только-только оправившаяся от Гражданской войны, с уверенностью смотрела в будущее.

Ей ещё только предстояло найти своё «лицо» в политике, культуре, науке, технике, идеологии. Это было время общественной революции с революционными же идеями. Одной из них в области техники стал так называемый ШЭЛТ – шароэлектролотковый транспорт.

Описание проекта

Автором проекта ШЭЛТ стал инженер Николая Ярмольчук. Ему пришло в голову, что эффективность железнодорожных перевозок можно повысить, полностью заменив стандартную систему железнодорожного сообщения на своеобразный лотковый монорельс, состоящий из бетонных путевых желобов, поддерживающих его стел и высокоскоростных электропоездов.

Основная идея заключалась именно в эффективности – новый поезд должен был развивать скорость до 300 км/ч. При этом, он должен был быть тише и экономичней стандартных угольных локомотивов того времени. Затраты на строительство системы бетонных желобов обещали быть значительно ниже, чем на строительство обычных рельсовых путей.

-2

Описание конструкции

Конструкционно пути проекта ШЭЛТ представляли собой вынесенные на небольшую высоту бетонные полукруглые желоба, закреплённые на железобетонных стелах.

Сам поезд же должен был быть выполнен из лёгких металлов. В движение его приводил электрический двигатель, питаемый от дизельного генератора. Основными движущими элементами были два огромных колеса (шароида), расположенных в начале и конце поезда. В состав входили локомотив и несколько вагонов. Внешне конструкция напоминает современные скоростные поезда.

О личности изобретателя

Николай Ярмольчук происходил из крестьянской украинской семьи. В годы Гражданской войны служил в Красной Армии, участвовал в подавлении Кронштадского восстания моряков. После демобилизации работал на железной дороге под Курском. Именно тогда ему впервые пришла идея качественной модернизации железнодорожного сообщения.

-3

Позже он успешно окончил Московский технический институт (в будущем им. Баумана) и приступил к разработке своего проекта уже на научном уровне.

В 1929 году он представил результат своей работы на выставке в Московском институте инженеров транспорта и получил самые высокие оценки присутствующих. Пресса быстро узнала о новом проекте, что стало решающим фактором в поддержке молодого инженера правительством.

История проекта

Деньги на разработку были выделены, была создана специальная группа из 89 инженеров для разработки шаропоезда. К 1932 году был готов первый прототип в масштабе 1:5 и экспериментальная железная дорога.

-4

В 1933 году Совет Народных Комиссаров (СНК) одобрил строительство первого экземпляра поезда и экспериментальной дороги под Москвой. Однако неожиданно в том же году проект был свёрнут.

Почему же ШЭЛТ «завернули»?

Идея просто обогнала своё время. Во-первых, страна находилась на пороге индустриализации, и модернизация транспорта была отнюдь не самым приоритетным направлением в условиях полного обновления ресурсной базы.

Во-вторых, оказалось, что, хотя в перспективе элементы поезда должны были быть дешевле в производстве, чем стальные рельсы, однако здесь и сейчас мощностей для разворачивания серийного производства желобов просто не было.

В-третьих, обнаружились некоторые проблемы и с самой идеей. Например, любое оледенение желоба грозило сходом поезда с рельс, что, учитывая скорости, обернулось бы большими человеческими жертвами.

Тем не менее, сама идея не умерла и продолжает так или иначе развиваться. Своеобразным её продолжением (с поправкой на современные технологии) можно считать проект Илона Маска Hyperloop. Проблему оледенения монорельсовой системы разработчик решил просто – поместил поезда в закрытые круглые тоннели.

Спасибо, что ставьте лайки 👍и подписываетесь на канал: ИСТОРИЯ. А ВЫ ЗНАЛИ?, чтобы не пропускать новые статьи.