В научной литературе отсутствуют точные сведения о дате создания первого римского календаря. Примерно ориентируются на VIII век до нашей эры — времена основания Рима. Календарь назван в честь первого римского царя — «год Ромула». Он включает в себя элементы как солнечного, так и лунного календарей. Год календаря состоял из 10 месяцев и содержал в себе 304 дня. В первом календаре с названиями месяцев не заморачивались — они считались по порядковым номерам.Четыре из них имели в себе 31 день и шесть по 30. Год начинался по классике — с весеннего равноденствия и первого новолуния. Учёные считают, что разница между тропическим годом и «годом Ромула» корректировалась вставкой в конец календаря дополнительных, «внемесячных» дней с конца года до весеннего равноденствия. Если верить римскому писателю Макробию (V век нашей эры), древние римляне не называли эти дни примерно никак. И оттого ещё сильнее ждали весны, чтоб начать считать месяцы нормально. По мнению специалистов, календарь выдался крайне неудобным в использовании и потрясающе кривым в классификации. Он не соответствует ни принципам солнечным, ни лунным. Он просто есть.
Римлянам тоже календарь не сильно зашёл, так что в него довольно быстро начали вносить изменения. Около 700 г. до н.э. некий диктатор Нума Помпилий, личность полулегендарная, провёл календарную реформу. Месяцев стало 12, а дней в году — 355. В промежуток между концом 10 месяца и началом весны вставлены были Январь и Февраль. Буквально — Februarius и Januarius. Одновременно с этим изменилась и продолжительность месяцев. Семь из них стали иметь по 29 дней, четыре месяца остались по 31 день и последний, самый короткий, имел в себе 23 дня. В конец короткого месяца также были добавлены пять дополнительных дней. Почему именно так? Римляне считали чётные числа несчастливыми и остерегались их. Календарь нарекли «годом Нумы». Год по прежнему начинался с весны и всё также имел отставание от тропического — на 10,25 суток. По сути, календарь стал лунным.
Первый месяц в году получил название Мартиус, в честь бога Марса, изначально бога земледелия и скотоводства. Второй месяц нарекли Апрелис (от лат. Aperire — раскрывать). Это месяц, когда природа раскрывала свои дары — распускаются почки деревьев и пропастает зерно. Третий месяц назван в честь богини красоты Майи — Майус. Он самый цветущий. Юниус, четвёртый, носит имя Юноны, богини плодородия. Пятый и последующие до десятого месяца остались просто порядковыми: Квинтилис (5), Секстилис (6), Септембер (7), Октобер (8), Новембер (9), Десембер (10). Одиннадцатый месяц, Януариус, получил своё имя в честь двуликого Януса, способного созерцать одновременно прошлое и будущее. Последний месяц, Фебрариус, назван так в честь очищения. На него приходился праздник Луперкалий. Касательно двух последних месяцев ведутся споры. Некоторые учёные полагают, что до V века до н.э. Фебрариус стоял перед Януарисом, аргументируя своё предположение логикой. К началу VI века до н.э. римляне ещё раз пересмотрели свой календарь. Чтобы год соответствовал тропическому, они решили вставить дополнительный месяц. Но не ежегодный, а раз в два года. Компенсационный месяц был назван «Марцедониус» и имел в себе вопиющие 20 дней. Суеверные римляне откровенно боялись этого месяца. Настолько, что пытались даже запрятать его внутри Фебрариуса, между основными и дополнительными днями. В результате этой реформы календарь стал в среднем (на два года) состоять из 365 дней и быть похожим на египетский. И также, как и в египетском, разница в сутки раз в четыре года оказалась заметной. Новогодие перестало соответствовать весеннему равноденствию, а сезонность стала весьма условной. И с этим надо было что-то делать.
С новой реформой появился четырёхлетний цикл. Первый и третий года в нём были обычные по 12 месяцев. Второй и четвёртый, уже включавшие в себя Марцедониус, немного растянулись. Из 20-дневного, Марцедониус стал 23-дневным (2) и 22-дневным (4). В результате чего средняя продолжительность года стала равняться 366,25 суткам. Что на одни сутки больше тропического года. Таким образом, реформа усилила расхождение римского календаря с тропическим годом и ни на шаг не приблизила его к лунному. И, к тому же, запутала людей непостоянством дополнительного месяца. Вопрос пришлось решать с жрецами. А именно — высшие жрецы «понтифекс максимус» получили право решать вопрос о времени дополнительных вставок в календарь (а с конца II века до н.э. и о количестве дней вставного месяца). И всё окончательно пошло по... особенному, римскому пути. Жрецы довольно активно использовали своё право и настолько запутали календарный счёт (кто-то по невежеству, а кое-кто и с личной выгодой), что необходимость календарной реформы уже начали осознавать вообще все. К примеру, Цицерон свидетельствовал, что жрецы произвольно сокращали продолжительность магистратуры для своих врагов и увеличивали её для своих друзей. Реформа календаря была проведена при Юлии Цезаре (Кесаре). О Юлианском календаре мы поговорим уже в следующий раз.
А сейчас разберёмся с суточным счётом в древнеримском календаре. Сутки начинались с момента захода солнца (около 18:00) и делились на две части — ночь и день (с утренней зари). Кроме того, и ночь, и день разделялись на четыре «стражи» в среднем по три часа каждая. Счёт дней, как и всё остальное, у римлян был особым. Счёт дней основывался на трёх опорных точках: календы, ноны и иды. Первый день каждого месяца именовался «календэ». Вторая «опора» — «нонэ». Им считался седьмой день длинных месяцев и пятый день в остальных. Третьей опорой был «идус» — пятнадцатый день длинных и тринадцатый остальных месяцев. Последним днём перед каждой опорой был «придие» — канун. Счёт дней вёлся так: день обозначался числом, которое соответствовало количеству дней между определяемым и следующим опорным днём, считая от него. Таким образом, опоры примерно соответствовали лунным фазам — новолунию, первой четверти и полнолунию. Римская система датирования календами и идами пришлась многим по вкусу и сохранилась во многих календарях вплоть до XVI века нашей эры. Но не в самом римском. О том, что принесла Риму календарная реформа здорового человека, мы поговорим в следующий раз.
Берегите себя и близких, котятки!
Автор - Мария Заке, читайте другие статьи автора по тегу #закекат