Найти в Дзене
Литературный салон "Авиатор"

За Железными Вратами. Учёба или работа?

Оглавление

Заки Ибрагимов

Фото из интернета
Фото из интернета

Командир экипажа станет мамой и папой.
В каждом вылете будет нашу жизнь продолжать.
Ну а если придется, этот вылет прервется.
То поймут даже жены, нет дороги назад.


         Периодичность полетов по одним и тем же маршрутам превращалась в рутину. Простые навигационные задачи решались одним движением линейки НЛ-10м. Полигоны для бомбометания экипажи занимали по очереди. Курсант навигатор приводил экипаж к полигону, а курсант- оператор с помощью бортового локатора производил  прицеливание по цели и ее поражение. Иногда условное.

          перестало мне нравиться. Обычно три маркера при приближении становились только ярче, а эти начали увеличиваться в размерах. Словно кто-то раздувал их огромными мехами. Свои сомнения я высказал однокашнику.
- Товарищ штурман. Мы точно на полигоне? Ты уверен в этом?
- Так ты же бомбишь. Вот и веди самолет.
- Товарищ командир , заход прекращаю, цели не вижу. Уточните свое место.
Летчики забеспокоились. С земли донеслось.
- Вас не наблюдаю. Прекратить заход. Даю пеленг.
 По команде с земли выяснилось, что экипаж отклонился вправо в сторону железнодорожной станции Шумиха. Стоявшие на путях цистерны светились на экране «дутыми» целями.

         Разбор провели перед всем курсом. То, что на борту не было бомб в расчет не принималось. Мои действия были признаны «частично правильными». Основные виновники штурман и летчики. Дополнительные зачеты все приняли как должное. Я сделал вывод, что недоверчивость в авиации хорошая черта характера. Потом в КВНе еще шутили, отвечая на вопрос, что такое фунт лиха?
- Отбомбишься по Шумихе, узнаешь почем фунт лиха.

    Друг Кашин получил пять нарядов вне очереди. Вечером я заинтересовался.
- Ты где пропадал?
- В котельной. Там скульптор начал сооружать макет памятника погибшим выпускникам училища. Меня определили помощником. Ну там мусор вынести. Воды принести. Макет то из глины.
- А мне можно будет тоже посмотреть, то есть помочь тебе?
На второй день я уже стоял рядом с мостками. Хмурый и седой человек только попросил.
- Помогать можно. Только не спрашивайте как будем выносить макет на улицу.
-  А действительно, как?
Не удержался я, но тут же извинился за свою тупость.
- Отвечу. Стену разберем и все.
- Так просто?
- А в искусстве все просто... сложности в результате.
- А как Вас зовут? И как будет называться памятник?
- Леша. У тебя все друзья такие любопытные?
- Нет, Сергей Яковлевич, он один.
- Ну тогда отвечу. Савочкин моя фамлия. А скульптуру назовем "Советский Икар". Сейчас время Советского символизма. Вам знакомо это слово?
- Спасибо Сергей Яковлевич. Мы с Лешей тоже пока только "символы" будущей штурманской службы. Приказывайте, что делать.

         Наступившее ненастье вновь означало подготовку к экзаменам. Откровенно слабые давно покинули наши ряды. Но оставались те кто не успевал за отведенное время подготовиться. Стали «прихватывать» ночи. Для этого на тумбочке дневального оставляли записку «Разбудить в пять» и фамилию. За два часа до подъема «комнатный часовой» обходил всех. Фразы «вставай готовиться» было достаточно. Иван П. никогда не писал записок и свои пробелы в знаниях восполнять не желал. Но дневальный каждую ночь его будил. Потом он стал проверять все записки перед сном. Но таинственная запись появлялась среди ночи сама собой. Дневальные менялись и новые люди продолжали будить того кто никак не желал вставать. Дело дошло до того, что Иван стал спать с сапогом в руках.
Когда его тормошили, он махал обувью сорок второго размера и спал опять.  В одну из ночей капитан Скорняков очень удивился, что его подчиненный спит с нагуталиненной вещью.
- Товарищ П. положите сапог. Его никто не украдет.
И потряс легонько Ивана за плечо. Курсант не открывая глаз махнул сапогом на голос. Офицер едва успел увернуться. Разразился маленький скандал. А записки в эту ночь не было. Так виновного и не нашли. Работало правило: как бы над тобой не подшучивали обижаться нельзя. Иначе непременно найдется не совсем хороший человек кто будет использовать эту слабость. Не зря великий Ходжа Нассреддин говорил:
- Если попал в смешное положение - сам смейся громче всех.

         Еще одно правило соблюдалось всегда: какие бы отношения не были на экзамене обязан помочь любому. Единственным человеком кому перестали помогать стал старшина. Обязанный выполнять волю «ротного», он впал в немилость. Но умный товарищ нашел простой выход: он написал рапорт на имя начальника училища с просьбой освободить его от занимаемой должности, мотивируя желанием все силы отдать учебе. Генерал удовлетворил  его просьбу. Став «таким как все», он оказался неплохим парнем. Новым старшиной назначили отличника Бурцева. Получавший Ленинскую стипендию, не нуждался в помощи. Я никогда над ним не подшучивал уважая того кто был лучше меня.

         Сессия закончилась переводом всех на последний курс. В саму слякоть мы разъезжались по домам.  Ирина приехала, отпросившись со своих занятий. Мы весь день провели вместе обсудив ничтожную часть вопросов. Подруга недоумевала:
- Зачем тебе вопросы анатомии, микробиологии и другие? Неужели интересно?
- Мне все интересно что связано с тобой. И тебе полезно.
- Чем?
- Ну как же? Рассказывая не специалисту ты формируешь у себя более точные понятия, которые и останутся в голове … после сдачи экзаменом. На себе проверено.
 Вечером я ее проводил на поезд, сам отправился в противоположную сторону.

           Дома обнаружились перемены. Наконец то мост отремонтировали. А вот дрова колоть не надо было. Папа за лето управился сам. Родители собирались на свадьбу. Сын сестры матери женится. Отец у него пропал без вести в войну,  мать больше не вышла замуж отвергнув все предложения.  Прошло уже более двадцати лет, а она все ждала «а вдруг». Мне впервые предстояло участвовать в торжествах по всем обычаям своего народа. Тайное желание мамы показать своего сына в деревне в военной форме  я оправдал.
- Папа, а что дарить будем на свадьбу молодым?
- Плохо ты знаешь наши обычаи. Там нам будут дарить подарки.
 Старшая сестра приехала одна. Мы, как в прежние времена впятером поехали на малую родину в деревню.

           Три дня пиршеств оставили сложное впечатление.
 Нищета соседствовала с зажиточностью. Земляные полы дома рядом с хоромами под железной крышей. Рыбный пирог и самогон из свеклы у одних и огромные куски баранины у других. По обычаю надо было посетить всех родственников. Целый день свадьба перемещалась из дома в дом. Молодых за стол не сажали и спиртного не наливали. Они носили воду в баню где потом все гости мылись. В последний день пьяные лошади привезли невесту со своими вещами. Она украсила пустые стены своими занавесками. Ей показали новую дорогу к колодцу. Старики осмотрели ведра с водой и пришли к заключению, что  молодая будет хорошей хозяйкой. Потом она раздала подарки гостям. Мне вручили белые перчатки из тонкой шерсти. Я уже знал к этому времени, что в случае окончания училища попадаю в морскую авиацию. Белые перчатки - атрибут парадной формы офицера. Но откуда это могла знать невеста брата? Тайна. Затем двери закрылись. Мулла прочитал молитву и расписавшиеся в сельсовете молодые стали считаться мужем и женой.

   Тут и началось основное торжество, которое должно было продолжаться до первого выхода кого-либо из дома. Внезапно маме стало плохо. Нашатырный спирт ненадолго ее приводил в чувство. Вновь побежали за муллой. Тот не стал подходить к больной. Пройдя около каждого гостя, он выгнал пару человек со свадьбы. Маме стало легче. Не слишком ли много тайн для глухой деревни?  За все время я не выпил ни одной рюмки. Моя бабушка, которая уже многих не помнила, спросила.
- А кто этот военный? Милиционер?
- Нет, он летчик. Сын твоей дочери.
Бабушка подозвала меня к себе. Я отошел от матери и сел рядом.
- Летать не боишься?
- Нет конечно. Иначе зачем бы учиться?...
- Ошибку делаешь. Бояться надо. Можешь ведь упасть и умереть.
- Все может быть. Такова наша жизнь.
- Опять неправду говоришь. Так говорят о чужой жизни. А ты о своей думай. Не будешь думать, погибнешь.
Я сидел около девяностолетней бабушки и молчал. Откуда такая проницательность? Мое мнение о деревенских людях менялось. Но вот гости позвали нас всех вновь за стол. Видя, что я не пью, один из стариков налил водку в армейскую кружу, и с песней подал мне.
- Мам, что делать- то?
- Выпей глоток и передай самому старшему.
Но стариков это удовлетворило не совсем. Оказалось, они ждали еще и  песню. Я позвал сестер на помощь и мы в три голоса исполнили арию Мефистофеля из Фауста. Песня понравилась всем. Только одна из гостьей встала.
- Пожалуйста откройте секрет песни. Какой металл самый опасный для человека? Ну тот из-за которого гибнут люди.
- Самый опасный металл апа, это тот из которого деньги делают, деньги.
- Повезло тебе Амина. Умные дети. Даже опасность денег знают. Хорошо воспитала.
За пять минут до полуночи родители невесты попросились выйти во двор. Это означало окончание свадьбы.

             Оставшиеся дни отпуска провел дома. Друзья не приходили. Риваль женился и уехал на Север на заработки. Виталий учился в столице Урала. Валера работал в Челябинске на ЧМЗ. Я помогал отцу во дворе. Все дорожки очищены от снега, это я умел делать хорошо. К приходу родителей с работы топил печь и носил воду из своего родника в саду. По вечерам долго читал книги и никто мне не делал замечаний, что пора спать.

Авиационные рассказы:

Авиация | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

ВМФ рассказы:

ВМФ | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Юмор на канале:

Юмор | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Другие рассказы автора на канале:

Заки Ибрагимов | Литературный салон "Авиатор" | Дзен