Найти в Дзене

Официальный биограф Нижинского – Ричард Бакл. Кто он?

-2

Сегодня я хочу отвлечься от перевернувшейся личной жизни Вацлава и рассказать о Ричарде Бакле и его книге «Нижинский». Этот автор признан официальным биографом Нижинского и его книга издана по всему миру на многих языках миллионными тиражами. Все другие исследователи биографии Нижинского, а также бесчисленные авторы размноженных до бесконечности статей в интернете, так или иначе ссылаются на Бакла или прямо цитируют его.

Ричард Сэндфорд Бакл (Richard Sandford Buckle) (1916-2001) - балетный критик, дизайнер выставок, писатель (Великобритания).

Бакл происходил из семьи военных. Один год учился в колледже в Оксфорде, затем некоторое время посещал Школу изящных искусств Хизерли в Лондоне.

В 1939 году Бакл основал журнал "Балет". С 1948 по 1955 год был балетным критиком британской газеты «Обсервер», позже «Санди таймс». Ричард Бакл организовал ряд успешных выставок, в частности, в 1954 году, посвященную жизни и творчеству Сергея Дягилева. Был близок к кругу бывших артистов «Русских сезонов», их учеников и последователей.

Автор автобиографических книг (1953 и 1981) и двух биографий - Нижинского (1971) и Дягилева (1979).

Ричард Бакл был одним из шести человек, которые несли гроб на похоронах Вацлава Нижинского.

Ричард Бакл был г0м0$ек$уалиcтом, его близким другом был Саймон Флит (Simon Henry Fleet (1913 - 1966) - английский журналист, эксперт по антиквариату и сутенёр для женатых г€€в из высшего общества – информация из англоязычных источников).

Цитаты из некролога о смерти Р. Бакла в газете Гардиан от 13 октября 2001 года.

«… его атака на хореографа Фредерика Эштона и композитора Константа Ламберта в 1951 году вызвала глубокое возмущение… С годами качество его сочинений становилось все более неравномерным. "Я был бы лучшим критиком, если бы в то время не был пьян" - печально подвёл он итог… Злобно-остроумные рецензии, такие как на выступление Марго Фонтейн в честь её 50-летия нравились не всем».

«… К тому времени его психическое и физическое здоровье пошатнулось. В 1971 году у него был первый серьезный психический срыв, второй в 1976 году, а в 1979 году была сердечная недостаточность, не считая падений, в результате которых были сломаны кости... Однако именно в эти годы он выпустил две свои лучшие книги – биографии Нижинского (1971) и Дягилева (1979), тщательно изучив и записав драгоценные воспоминания выживших. Затем он начал писать про Баланчина (1988), но явно не испытывал симпатии к своему субъекту».

«В 1980-х годах появились два тома того, что задумывалось как многотомная автобиография. Обе книги показывают его одержимость своим происхождением и его эгоизм. Бакл был человеком противоречий, чрезвычайно щедрым и любящим, в то же время энергичным, стремящимся к прогрессу, и с прицелом, пусть и предвзятым, на талант в искусстве. Но он был беспомощным, расточительным и недисциплинированным, часто нападая на тех, кому он был больше всего обязан».

«Его длинная серия выставок в течение десятилетия с 1954 по 1964 год была чрезвычайно новаторской... Бакл был первым, кто поднял выставочное искусство такого рода до уровня самостоятельного искусства. Он также внес вклад в популяризацию и историю балета 20-го века».

Давайте попробуем проанализировать эту информацию. Первое, что бросается в глаза, это некролог. Всё-таки очень редко в некрологах пишут нелицеприятные факты об ушедшем человеке. Здесь же автор не удержался и высказал всё, что было допустимо. Видимо Ричард Бакл был ОЧЕНЬ противоречивой личностью и очень предвзятым критиком. Второе – биографии Нижинского и Дягилева написаны в годы, когда Бакл страдал психическими и физическими болезнями. (Если уж об этом написали в некрологе, значит дела были совсем плохи). Т.е. прямо говоря, эти книги, которые признаны во всём мире истиной в последней инстанции, написаны психически больным человеком. Третье – Бакл был г0м0$ек$уалиcтом, а это значит, что он априори человек взглядов Дягилева и преподносит всю информацию с сильным перекосом со своего угла зрения.

И вот после этого анализа предлагаю вам самим решить, насколько вы готовы доверять этому биографу.

Теперь, что касается книги Ричарда Бакла «Нижинский». К моему сожалению, у меня нет оригинала этой книги, только русскоязычное издание. И проблема этого издания в том, что нумерация сносок в тексте не соответствует нумерации источников в примечаниях. Надеюсь, что это только ошибка перевода. Но зато у меня есть две оригинальные книги: Richard Buckle «Diaghilev» (1979) и Richard Buckle «In the Wake of Diaghilev» (автобиография 2 – 1981). Многое в этих книгах перекликается, но в тоже время в поздних изданиях, Бакл иногда меняет свою точку зрения и даже путает факты.

Что касается содержания книги «Нижинский», могу сказать следующее. Вообще Нижинского там немного. Дягилев преобладает. Вацлав появляется в основном уже как хореограф, ну и, конечно же, ужасная Ромола, которая безусловно во всём виновата.

Ещё удивляет, что Бакл указывает год рождения Нижинского – 1888. Это единственный случай, больше ни у кого такая дата не встречается.

В тоже время Баклу надо отдать должное за очень подробное описание балетов «Русских сезонов». Чувствуется, что это его тема, как балетного критика. Он много общался с бывшими сотрудниками Дягилева и опирается на их воспоминания. В этом есть сильная сторона этой книги.

Что касается личной жизни Нижинского, то Бакл пользуется теми же первоисточниками, что и мы с вами (не считая воспоминаний Брониславы, которые были изданы позже). Т.е. это книги Ромолы Нижинской, Анатолия Бурмана и Дневник Вацлава. Он берёт из них всю информацию, часто просто перепечатывает из них большие куски, интерпретирует факты по своему усмотрению, при этом называет эти книги лживыми и плохими, написанными ради денег. К Дневнику относится скептически, считая его недостоверным, т.к. он написан частично сумасшедшим, а частично Ромолой (по его мнению). Все факты личной жизни Вацлава, он преподносит со своей «дягилевской» точки зрения.

Несмотря на то, что Ричард Бакл постоянно даёт ссылки на беседы с Брониславой Нижинской, на самом деле он встречался с ней всего 3 раза в жизни. В 1969 году он ездил к ней домой в Америку, где она любезно ответила ему на подготовленный список вопросов. И в 1970 году в отелях в Париже и в Лондоне во время коротких встреч. Брониславе было под 80 лет, она была глуха, общалась только по-русски, дочь Ирина была её переводчиком.

С Ромолой Нижинской Ричард Бакл также встречался всего несколько раз в жизни в коротких беседах. (Кстати он был поражён, насколько она была шикарной и привлекательной женщиной даже в пожилом возрасте). С дочерьми Нижинского для написания книги Бакл не встречался.

И на совести Ричарда Бакла лежит огромное клеймо, которое он повесил на Нижинского. С этим клеймом Вацлав кочует из книги в книгу, из статьи в статью. Почему то каждый, кто пишет о Нижинском считает своим долгом процитировать Бакла, касательно этого. В конце концов, кому какое дело, но нет, как же упустить такую возможность - ещё раз унизить Нижинского. Речь идёт о природной физиологической особенности Вацлава. Причём, сохранились медицинские документы полного обследования Нижинского, когда он заболел, где эта ложь Бакла опровергается. Об этом пишет другой биограф Петер Оствальд, который изучал эти документы. Но это уже ничего не значит. Если уж унижать Нижинского, то по полной. И вот Вацлав несёт через века надписи на своём лбу: «Я плохо учился» (закончил школу с похвальным листом), «У меня была большая голова» (маленькая голова была) и «У меня был маленький член» (нормальный был). Видимо у Бакла у самого были большие проблемы с головой, и не только. И я бы никогда не касалась этой темы, если бы Бакл не подвёл под это целую теорию об отношениях Вацлава с князем Львовым, что фактически князь бросил Вацлава из-за этого. Но об этом в следующий раз.

Продолжение следует…

-3