Найти тему
Московские истории

Гоголевский бульвар: В комнате висел портрет Женяр кисти Юона

alica-sobolevskaya

Гоголевский бульвар, 1981 г. Источник: «Строительство и Архитектура Москвы»,
Гоголевский бульвар, 1981 г. Источник: «Строительство и Архитектура Москвы»,

Гоголевский бульвар - место, где жили многие поколения людей, чьи имена остались в истории русской культуры. Среди них и имя моего дяди - Николая Дмитриевича Соболевского, жившего в доме № 4 вместе с женой Евгенией, которую он называл Женяр - за мужественный и неукротимый нрав.

Гоголевский бульвар, 4: городская усадьба 1783 года, принадлежавшая И. Оболенскому, И. Некрасову, А. Катуар-де-Бионкур. Была перестроена в 1890-е годы архитектором Романом Клейном и в 1899 году Львом Кекушевым.
Гоголевский бульвар, дом № 4, 1987 – 1989 г. Автор И. Нагайцев.
Гоголевский бульвар, дом № 4, 1987 – 1989 г. Автор И. Нагайцев.

Квартира эта до революции целиком принадлежала семье его второй жены, той самой Женяр, а после революции им осталось целых две комнаты. В 1920-е годы здесь, на Гоголевском, бывали известные писатели и художники. Говорили, что в комнате на стене висел портрет Женяр кисти Константина Юона.

Николай Дмитриевич с детства увлекался рисованием и получил художественное образование. Но известен он больше не как художник, а как автор искусствоведческих работ в области мемориальной скульптуры, народных художественных промыслов (книги "Искусство советского Палеха" (1958 г.), "Скульптурные памятники и монументы в Москве" (1947 г.). Одно время дядя Коля работал в Загорске (Сергиев Посад), откуда отец привозил мне глиняных петушков и собачек.

В начале 50-х Николай Дмитриевич начал работать штатным научным сотрудником Государственного музея изобразительных искусств им. Пушкина, который находился в двух шагах от его дома. В подготовку и проведение в 1955 году выставки произведений Дрезденской картинной галереи внес свой вклад и мой дядя Коля.

Николай Дмитриевич Соболевский.
Николай Дмитриевич Соболевский.

Внешне мой отец, судя по фотографиям, был его копией, только у Николая был какой-то веселый, даже лукавый взгляд. Ему по возрасту не довелось воевать, как отцу, отшагавшему три с половиной года по дорогам войны.